Программа ШЕЛКОВАЯ КИСТОЧКА 2024

1

2

Содержание программы:
1. Комплекс основных характеристик программы .............................. 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы… .............................................................. 4
1.3. Учебный план… ..................................................................................4
1.4. Содержание программы ..................................................................... 9
1.5. Планируемые результаты .................................................................. 18
2. Комплекс организационно-педагогических условий ....................... 20

2.1. Календарный учебный график ........................................................... 20
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 21
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы… ...................... 21
2.2.2. Кадровое обеспечение программы…………………………………21
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение .................................. 21
2.3.Формы аттестации ............................................................................... 22
2.4.Оценочные материалы… ...................................................................... 23
2.5.Список литературы .............................................................................. 23
2.6.Приложение.......................................................................................... 25

2

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы «Шелковая кисточка художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания,
умения, навыки
обучающиеся демонстрируют своим сверстникам,
выставляя свои работы.
Новизна программы – это связь познания истории искусств, окружающего
мира с изобразительным творчеством. Представления об общечеловеческих
ценностях складываются, во-первых, из знакомства с мировым
художественным наследием, во-вторых, из освоения отечественного
искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора,
знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы. Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Шелковая
кисточка»
предполагает
вариативность в содержании изучаемого материала, организационных
условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от
индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и
способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр
возможностей реализации своего творческого потенциала.
Язык реализации программы: государственный язык РФ–русский.
Тип программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 14 лет. Для успешной
реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы – 10
человек, что соответствует Уставу МБОУДО ДДТ с. Стародубское. Состав

творческого объединения постоянный.

3

Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

1год
обучения
2год
обучения
Итого

Продолжит Кол-во
ельность
занятий
занятия,
В неделю

2

2

Колво
часов
в
неделю,
4

2

3

6

Кол-во
недель

Кол-во
часов в
год,
ч

36

144

36

216

72

360

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество
часов в неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год
обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю - 6 часов, 216 часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной
программе. Занятия проходят в форме коллективной и совместно –
индивидуальной деятельности. Набор детей осуществляется на добровольной
основе – по выбору и желанию ребят и их родителей. Количество детей в
группе – 10 человек. Возраст детей от 7 – до 14 лет. Занятия длятся 45минут,
затем 15 минут перерыв.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
– Групповая (количестводетейвгруппе10);
– индивидуальная.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель
программы:
знакомство
с
изобразительным
искусством,
формирование и развитие творческих способностей, приобретение элементов
изобразительной грамотности.
Задачи:
Предметные:
 Формировать интерес к изобразительному творчеству;
 Учить чувствовать красоту окружающего мира;
 Развивать творческое воображение;
 Формировать способность к совместным действиям в коллективе;
 Учить отличать основные виды изобразительного искусства;
 Учить пользоваться художественными средствами и материалами;
 Учить разбираться в жанрах изобразительного искусства;
 учить анализировать внешний вид предметов.
Метапредметные:

4

учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
 учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных
задач.
Личностные:


1.
2.

3.

Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства,
учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
1.3. Учебный план
(144 часа,4 часа в неделю)

1 Год обучения
№

1.

Название разделов,
тем

Количество часов
Всего
2

Вводное занятие

теория
0.5

Формы контроля по
разделам

практика
1.5

Тесты, игра.

Раздел1: Рисунок
0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Выполнение
линейного рисунка.
Выполнение
тонального рисунка.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.
Повторение
Пройденного
материала, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

7.

Понятие перспективы.

2

0.5

1.5

8.

Рисунок листьев и
цветов.
Рисование гипсовых
геометрических тел
(куб, конус).
Рисование
натюрморта из
геометрических
Гипсовых фигур(куб,

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2.

3.
4.

5.
6.

9.

10.

Материалы и
принадлежности для
рисования
(Графитный
карандаш, бумага,
акварель)
Виды рисунка 1
(Рисунок с натуры)
Виды рисунка 2
(Набросок, зарисовка)

2

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

5
шар, пирамида).
11.

12.
13.

14.

Рисование деталей
Головы
человека (губы).
Рисование деталей
головы человека(нос).
Рисование деталей
Головы человека (глаз
Давида).
Рисование гипсовой
головы Давида).

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

Раздел2: Живопись.
15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Знакомство с
материалами для
живописи: акварель,
гуашь, тушь, кисти.
Технические приемы
Рисования акварелью
(лессировка).
Приемы рисования
акварелью
(мозаичный метод).
Технические приемы
Рисования акварелью
(метод а ля прима).
Знакомство с
материалами для
живописи: гуашь.
Теоретические основы
колористической
живописи и цветовых
гармоний.
Практические основы
живописи
(подготовительный
рисунок, цветовые и
Тоновые отношения).
Выполнение
натюрморта в цвете.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.
Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

Беседа, творческое
задание.
Повторение
Пройденного
материала, творческое
задание.

Раздел3: Цветоведение.
23.
24.

Спектральная природа
цвета(цветовой круг).
Основные и
дополнительные
цвета.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

6
25.
26.

Закономерности
смешивания цветов.
Выполнение
ахромотической
композиции.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

Раздел4: Композиция.
27.

28.

29.

30.

31.

Художественные
средства(линия,
пятно, штрих).
Организация
композиции(законы,
композиционный
центр, единство
композиции).
Пропорции в
композиции.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Виды композиции
(фронтальная
композиция).
Виды композиции
(объемная
композиция).

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.
Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

Раздел5:Творческая мастерская.
32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Выполнение
натюрморта«Белое на
белом».
Выполнение
натюрморта в
холодной цветовой
гамме.
Выполнение
натюрморта в теплой
цветовой гамме.
Выполнение
натюрморта в
смешанной цветовой
гамме.
Выполнение
натюрморта
однотонной
акварелью.
Выполнение
натюрморта«Темный
кувшин на белом
фоне.
Рисование
плоскостного
натюрморта.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

7
39.

40.
41.

42.

43.
44.
45.

46.
47.
48.

Выполнение сложного
натюрморта в
смешанной цветовой
гамме.
Рисование пейзажа.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Рисование
архитектурных
сооружений.
Рисование
архитектурных
сооружений в
окружении пейзажа.
Рисование городского
пейзажа.
Рисование простого
интерьера.
Рисование интерьера
средней сложности.

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Повторение
пройденного материала,
творческое задание.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Рисование сложного
интерьера.
Рисование с натуры
человека.
Рисование
композиции с
изображением
архитектурных
сооружений, людей,
природы).

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Повторение
Пройденного
материала, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

Раздел6:Тематическое рисование.
49.

«В сказочном
подводном царстве»

2

0.5

1.5

50.

«В мире динозавров»

2

0.5

1.5

51.

«К далеким планетам»

2

0.5

1.5

52.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

54.

«Космический
зоопарк»
«Мой любимый
питомец»
«Диковинная птица»

2

0.5

1.5

55.

Работа с пластилином.

2

0.5

1.5

53.

Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

8
«Пластилиновая
картина»
«Изготовление масок»

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Изготовление
праздничной
открытки, плаката.
«Праздничная
открытка»

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

«Плакат-средство
агитации»
Создание
иллюстраций к
литературным
произведениям.
Иллюстрации к сказке
«Алиса в стране
чудес».
Комиксы –аниме.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

Иллюстрации к сказке
«Снежная королева».
Декоративное
искусство.
Узор из простых
геометрических
фигур.
Хохломская роспись.

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

2

0.5

1.5

68.

Составление
мозаичного панно.

2

0.5

1.5

69.

«В сказочном мире»

2

0.5

1.5

70.

Итоговое занятие.

2

0.5

1.5

71.

Подготовка работ к
выставке.

2

0.5

1.5

72.

Итоговая выставка.

2

0.5

1.5

56.
57.
58.

59.

60.
61.

62.

63.

64.
65.
66.

67.

Итого:

144

2 Год обучения
№

36

Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.

Беседа, творческое
задание.
Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Итоговый тест.
Отбор творческих
работ, подготовка к
выставке.
Награждение по итогам
года.

108

(216часов, 3 раза в неделю)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

9

1.

2
3
4

5

6

Теория

Практика

4

2

2

Инструменты и материалы. Правила
Техники безопасности при работе с
инструментами для рисования
Материал–доска, краски
Основы обучению росписи
Изучение рисунка элементов
городецкой росписи

2
4

1
2

1
2

100

33

67

Изучение рисунка элементов
мезенской росписи

100

33

67

2

-

2

2

-

2

2

-

2

71

145

Подготовка к выставкам, участие в
конкурсах
Итоговое тестирование.

7.
Итоговая выставка.
8.

Всего

Контроля по
разделам
тест

Всего: 216

Тест
Рисунок
Лекция,
викторина,
рисунок
Лекция,
викторина,
рисунок
Выставка
Тест
Выставка.

1.4. Содержание программы
1годобучения.
1. Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с программой. Рассказ о

достижениях ТО, о традициях. Правила работы в ТО. Предварительный
контроль (выявление уровня первичной подготовки в данном виде
деятельности).
2. Раздел1: Рисунок.
Материалы и принадлежности для рисования (Графитный карандаш,
бумага, акварель). Знакомство с материалами для рисования.
Виды рисунка 1 (Рисунок с натуры). Учить изображать формы предметов,
применяя линии построения, анализировать свою работу и передавать
форму, пропорции, строение, пространственное расположение, цвет
предметов; применять эти навыки и умения в заданиях по представлению и
воображению;
1.3 Виды рисунка 2 (Набросок, зарисовка). Учить изображать формы
предметов, применяя линии построения, анализировать свою работу и
передавать форму, пропорции, строение, пространственное расположение,
цвет предметов; применять эти навыки и умения в заданиях по
представлению и воображению;
Выполнение линейного рисунка. Поэтапное выполнение рисунка:
вкомпоновывание, сквозной рисунок предметов, накладывание штриховки,
светотеневая моделировка постановки.

10

Выполнение тонального рисунка. Поэтапное выполнение рисунка:
вкомпоновывание, сквозной рисунок предметов, накладывание штриховки,
светотеневая моделировка постановки.
Понятие перспективы. Поэтапное выполнение рисунка: вкомпоновывание,
построение предметов, накладывание штриховки и тона, светотеневая
моделировка постановки, применение «выборки» для освещенных
участков натюрморта, детализация, обобщение.
Рисунок листьев и цветов. Рисование с натуры, выполнение набросков
осенних цветов и трав. Упражнения, рисование набросков: графическим
карандашом и кистью.
Рисование гипсовых геометрических тел(куб ,конус).
Теория: Передача светотеневых переходов с помощью различных видов
штриховки.
Практическая часть: Рисование натюрморта с геометрическими формами.
Рисование натюрморта из геометрических гипсовых фигур (куб, шар,
пирамида).Теоретическая часть. Беседа об светомоделировке формы
«Элементы светотени», закрепление представлений о тональных и
пространственных отношениях в постановке, о последовательности
выполнения учебных рисунков, правилах построения предметов и
планирования действий. Практическое задание: компоновка на листе,
построение предметов, изображение падающих теней, теневых и световых
частей, обобщенных тональных отношений, выявление крупных пятен тона,
сравнение их по тону и светлоте, использование выразительности линий и
тона, устранение недочетов, обобщение. Подведение итогов выполнения
работ.
Рисование деталей головы человека (губы). Теоретическая часть: Беседа о
жанре «Портреты, хранящиеся в музеях мира. Образы прошлого – русский
портрет.
Практическое задание. Поэтапное выполнение задания: разработка эскиза
композиции для портрета вкомпонованного в горизонтальном формате,
последовательная работа над рисунком, композиция в листе, работа цветом,
детализация, обобщение. Подведение итогов выполнения работ.
Рисование деталей головы человека (нос). Практическое задание. Поэтапное
выполнение задания: разработка эскиза композиции для портрета
вкомпонованного в горизонтальном формате, последовательная работа над
рисунком, композиция в листе, работа цветом, детализация, обобщение.
Рисование деталей головы человека(глаз Давида). Практическое задание.
Поэтапное выполнение задания: разработка эскиза композиции для портрета
вкомпонованного в горизонтальном формате, последовательная работа над
рисунком, композиция в листе, работа цветом, детализация, обобщение.
Рисование гипсовой головы Давида. Практическое задание. Поэтапное
выполнение задания: разработка эскиза композиции для портрета
вкомпонованного в горизонтальном формате, последовательная работа над
рисунком, композиция в листе, работа цветом, детализация, обобщение.

11

Раздел2: Живопись.
Знакомство с материалами для живописи: акварель, гуашь, тушь, кисти.
Технические приемы рисования акварелью (лессировка). Практическое
занятие.
Приемы рисования акварелью(мозаичный метод).Практическое занятие.
Приемы рисования акварелью (мозаичный метод). Практическое занятие.
Знакомство с материалами для живописи: гуашь. Теоретическая часть.
Беседа о художественных материалах и принадлежностях, а также названия
гуашевых красок, их состав и свойства. Основные цвета в цветовом круге.
Практическое задание: Выполнение упражнения на смешивание гуашевых
красок. Упражнение-игра«Краски осени»–знакомство со свойствами
гуашевых красок, своеобразие этой техники, смешение их на палитре и в
листе,получениеразнообразныхкрасокизосновныхиопытыполученияпутем
смешивания разнообразных
цветов.
Акцентировать внимание
обучающихся на необходимости смешивания красок. Упражнения по
смешиванию из основных цветов, составных и третьего порядка цветового
разнообразия на тему красок осени. Упражнение по нанесению крупных
мазков. Закрепление – упражнение«Осенние деревья». Рисование масс
деревьев крупными мазками, отделка мелких деталей. Обсуждение итогов
работы.
Теоретические основы колористической живописи и цветовых гармоний.
Практическое задание: Упражнения по смешиванию из основных цветов,
составных и третьего порядка цветового разнообразия на тему красок осени.
Упражнение по нанесению крупных мазков. Обсуждение итогов работы .
Практические основы живописи (подготовительный рисунок, цветовые и
тоновые отношения). Выполнение практического задания – упражнения
по смешиванию естественных красок (примерные темы
«Весенние цветочки, цвета обогретой земли», «Прекрасный весенний
вечер. Сирень цветёт», «Хороши грибочки»).
Выполнение натюрморта в цвете«Пляж у моря».
Раздел3: Цветоведение.
3.1 Спектральная природа цвета (цветовой круг). Теоретическая часть.
Ознакомление с основами цветоведения, формирование навыка смешивать
сложные смеси красок основанные на гармонии. Беседа «Гармония природы»
разнообразие цветов природы ,явления радуги, о цветовом круге.
Основные и дополнительные цвета. Практическое задание. Упражнение по
смешиванию красок, формирование навыка работать аккуратно, смешивая
большое разнообразие цветов, работать мазком (широкой стороной, средней
частью, кончиком кисти).
Закономерности смешивания цветов. Теоретическая часть. Ознакомление с
основами цветоведения, формирование навыка смешивать цветные,
эффектные смеси смеси красок основанные на гармонии родственных красок.
Беседа «Красота природы». Ознакомление со

12

свойствами солнечного луча и цветами спектра, научное обоснование
явления радуги, богатства оттенков окружающего мира. Формирование
представлений о цветовом круге. Беседа по технологии: о кроющих
свойствах гуашевых красок; и о родственных цветах в цветовом круге.
Практическое задание Упражнение по смешиванию, формирование навыка
работать аккуратно, последовательно смешивая краски, работать мазком
(широкой стороной).
Выполнение ахромотической композиции. Выполнение практического
задания - упражнения по смешиванию красок на палитре, обладающих
цветностью.
Раздел4: Композиция.
Художественные средства (линия, пятно, штрих). Теоретическая часть.
Беседа «Искусство графики и рисунка». Средства выразительности – тон и
линия» – о видах рисунка и графики, жанрах, о разнообразии
художественных графических материалов, знакомство с мягким материалом пастелью, особенности работы в графической технике мягким материалом.
Виды пейзажей, панорамный пейзаж и его пространство. Передача
пространства осеннего пейзажа, воздушной перспективы и состояния этого
времени года тоном и линией.
Практическое задание. Выполнение задания мягким материалом,
использование тона и линии в работе, формирование навыка и умения
рисовать пятном и линией. Последовательность выполнения постановки:
компоновка на листе, построение пространства линией, деление на планы,
заполнение крупными и средними массами деревьев композиции, рисование
отдельных деревьев и деталей изображения, выполнение задания тоном от
первого плана к дальнему, уточнение деталей.
Организация композиции(законы, композиционный центр, единство
композиции).Теоретическая часть: Беседа о сюжетной композиции, выбор
сюжета для композиции, объектов изображения, основных цветовых смесей.
Практическое задание. Поэтапное выполнение сюжетной композиции:
распределение объектов в пространстве, изображение фигур, насыщение
рисунка деталями, последовательное выполнение цветом, изображение
падающих теней, рефлексов.
Пропорции
в композиции. Теоретическая часть. Беседа о цвете
«Насыщенные и ненасыщенные оттенки, контрасты», о способности цвета к
выражению эмоции и использовании возможностей их организовывать центр
композиции.
Практическое задание. Заполнение листа элементами композиции, сочетание
различных форм, декорирование их, рисование фольклорного персонажа.
Украшение костюмов и декораций орнаментами. Выполнение работы цветом.
Виды композиции (фронтальная композиция). Практическое задание.
Поэтапное выполнение сюжетной композиции: композиция, распределение
объектов в пространстве, изображение фигур, насыщение рисунка деталями,

13

последовательное выполнение цветом, изображение падающих теней,
рефлексов на снегу, работа воспитанников от крупного к частному, придание
выразительности пейзажу, работа над деталями, устранение недочетов,
обобщение.
Виды композиции (объемная композиция). Практическое задание. Поэтапное
выполнение сюжетной композиции: композиция, распределение объектов в
пространстве, изображение фигур, насыщение рисунка деталями,
последовательное выполнение цветом, изображение падающих теней, работа
от крупного к частному, придание выразительности.
Раздел5: Творческая мастерская.
Выполнение натюрморта «Белое на белом». Практическое задание.
Последовательность выполнения постановки: компоновка в листе,
построение предметов, изображение теневых и световых частей, падающих
теней постановки углём, использование выразительности линий,
применение выборки для светлых мест, устранение недочетов, обобщение.
Выполнение натюрморта в холодной цветовой гамме. Теоретическая часть:
Беседа «Зарисовка и натюрморт» о задачах рисования с натуры учебного
рисунка, последовательность выполнения натюрморта. Последовательность
выполнения учебного рисунка, построения предметов постановки,
накладывания штриховки.
Практическое задание. Поэтапное выполнение рисунка: компоновка,
сквозной рисунок предметов, накладывание штриховки, светотеневая
моделировка постановки, обобщение.
Выполнение натюрморта в теплой цветовой гамме. Теоретическая часть:
Беседа о восприятии художника и изображении среды (ассоциации, передача
времени, момента), роль света и освещения при восприятии натюрморта, о
задачах рисования с натуры учебного рисунка, последовательность
выполнения натюрмортной постановки. Организация композиции в
натюрморте, правила изображения пространства в натюрмортах.
Последовательность построения предметов постановки, накладывания тона
кистью, закрепление знаний о светомоделировке форм и элементов
светотени, приёмы техники тушь и кисть.
Практическое задание. Выполнение графической работы с предметами
искусства (примерная тема «Кисти в баночке», «Баночки с краской, рамкой и
палитрой» и т. п.). Поэтапное выполнение рисунка: компоновка, построение
предметов, накладывание штриховки и тона( при выполнении задания в
технике отмывки, светотеневая моделировка форм постановки кистью ( при
выполнении задания в технике тушь и кисть), завершение работы.
Выполнение натюрморта в смешанной цветовой гамме. Поэтапное
выполнение рисунка: компоновка, построение предметов, накладывание
штриховки и тона (при выполнении задания в технике отмывки, светотеневая
моделировка форм постановки кистью (при выполнении задания в технике
тушь и кисть), завершение работы.
Выполнение натюрморта однотонной акварелью. Поэтапное выполнение
рисунка: компоновка, построение предметов, накладывание

14

Штриховки и тона (при выполнении задания в технике отмывки,
светотеневая моделировка форм постановки кистью (при выполнении
задания в технике тушь и кисть).
Выполнение натюрморта «Темный кувшин на белом фоне». Теоретическая
часть. Беседа об искусстве рисунка, формирование представлений
обучающихся о тональных и пространственных отношениях в постановке, о
последовательности выполнения учебных рисунков - постановок, правилах
построения предметов и планирования действий, о технических приёмах
выполнения натюрморта из бытовых предметов (мягким материалом –
древесным углём, пастелью, гуашью).
Практическое задание. Последовательность выполнения постановки:
компоновка в листе, построение предметов, изображение теневых и световых
частей, падающих теней постановки углём, использование выразительности
линий, применение выборки для светлых мест, устранение недочетов,
обобщение.
Рисование плоскостного натюрморта. Теоретическая часть. Беседа о жанре натюрморт «О чем может рассказать натюрморт?» Поэтапность и
последовательность выполнения натюрморта при рисовании с натуры,
правила построения предметов, планирование действий, задачи учебного
задания – рисование с натуры.
Практическое задание. Последовательность выполнения постановки:
компонование изображения в листе, построение предметов и драпировок
натюрморта, используя линии построения, работа цветом от теневых к
светлым участкам, передача «материальности» матовых и блестящих
предметов, анализ исправление ошибок, обобщение.
Выполнение сложного натюрморта в смешанной цветовой гамме.
Практическое задание. Последовательность выполнения постановки:
компонование изображения в листе, построение предметов и драпировок
натюрморта, используя линии построения, работа цветом.
Рисование пейзажа. Практическое задание. Построение пространства
пейзажа, распределение пространства пейзажа в листе. Использование
различных цветовых и композиционных эффектов для придания пейзажу
необычного, фантастического вида. Работа цветом, работа кистью,
смешивание оттенков, применение технических приёмов, украшение
работы контрастными оттенками освещения, рефлексами, завершение
рисунка, обобщение.
Рисование
архитектурных
сооружений.
Практическое
задание.
Построение пространства пейзажа, распределение пространства пейзажа в
листе. Работа цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение
технических приёмов, украшение работы контрастными оттенками
освещения, рефлексами, завершение рисунка, обобщение.
Рисование архитектурных сооружений в окружении пейзажа.
Практическое задание. Построение пространства пейзажа, распределение
пространства пейзажа в листе.

15

Рисование городского пейзажа. Практическое задание. Построение
пространства пейзажа, распределение пространства пейзажа в листе.
Рисование простого интерьера. Практическое задание. Построение
пространства комнаты, выполнение предметов интерьера, распределение
пространства на листе. Использование различных цветовых и
композиционных эффектов для придания работе законченного вида.
Рисование интерьера средней сложности. Практическое задание.
Построение пространства комнаты, выполнение предметов интерьера,
распределение пространства на листе. Использование различных цветовых
и композиционных эффектов для придания работе законченного вида.
Работа цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение
технических приёмов, украшение работы контрастными оттенками
освещения, рефлексами, завершение рисунка, обобщение.
Рисование сложного интерьера. Практическое задание. Построение
пространства комнаты, выполнение предметов интерьера, распределение
пространства на листе. Использование различных цветовых и
композиционных эффектов для придания работе законченного вида.
Работа цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение
технических приёмов, украшение работы контрастными оттенками
освещения, рефлексами, завершение рисунка, обобщение.
Рисование с натуры человека. Практическое задание. Рисование,
зарисовки, наброски фигур людей с использованием фотографий.
Рисование композиции с изображением архитектурных сооружений,
людей, природы). Практическое задание. Изображение городских улиц с
натуры и по фотографиям.
Раздел 6:Тематическое рисование.
«В сказочном подводном царстве».
Теория: Разнообразие подводного мира.
Практическая часть: Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма.
«В мире динозавров».
Теория:
Знакомство с историческими фактами из жизни динозавров,
особенностями внешнего вида.
Практическая часть:
Рисование с использованием различных фигурок
динозавров.
«К далеким планетам».
Теория:
Углубление знаний детей о Вселенной.
Практическая часть:
Рисование на основе наблюдений или по
представлению.
«Космический зоопарк».
Теория: Ознакомление детей с произведениями художников - фантастов.
Практическая часть:
Создание фантастического образа в смешанной
технике.
«Мой любимый питомец».
Теория: Этапы рисования домашнего животного.

16

Практическая часть: Выполнение работы на данную тему с правом выбора
техники исполнения.
«Диковинная птица».
Теория: Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы.
Рассказы о различных видах птиц, характеристика их особенностей – формы,
окраски.
Практическая часть: Придумать необычную птицу, передать её в цвете или
монохроме.
Работа с пластилином. Теория: Особенности работы со скульптурным
пластилином.
«Пластилиновая картина».
Теория: Особенности работы со скульптурным пластилином, цветным.
Практическая часть: Изготовление пластилиновой картины на свободную
тему.
«Изготовление масок». Теория:
Технология изготовления маски.
Практическая часть:
Изготовление маски из скульптурного пластилина с
последующим покрытием папье-маше.
Изготовление праздничной открытки, плаката. Теория:
Технология
изготовления открытки, плаката.
«Праздничная
открытка». Теория:
Технология изготовления
открытки.
Практическая часть:
Изготовление открытки.
«Плакат –средство агитации».Теория: Технология изготовления плаката.
Практическая часть:
Изготовление плаката.
Создание иллюстраций к литературным произведениям. Тема
2.1.
Искусство оформления книги. (3 часа)
Теория: Книга как форма полиграфической продукции. Элементы
оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы. Сообщение «История книги».
Практика: Зарисовка вариантов книг различной тематики
Иллюстрации к сказке «Алиса в стране чудес». Теория: Тема «Алисы в
стране чудес» в книжной иллюстрации.
Практика: Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Комиксы – аниме. Теория: Виды аниме. Правила построения. Основные
требования к «аниме».
Практика: Изображение героев в заданном стиле.
Иллюстрации к сказке «Снежная королева». Теория: Тема «Снежной
королевы» в книжной иллюстрации.
Практика: Иллюстрирование сказки.
Декоративное искусство. Теория: Виды узоров.
Узор из простых геометрических фигур. Теория: Виды узоров. Ритм в
композиции. Геометрический узор.

17

Практика: Упражнение на заполнение свободного пространства на листе
геометрическими фигурами в цвете.
Хохломская роспись. Теория: История Хохломской росписи. Виды Хохломы.
Современные вариации по мотивам Хохломы. Узоры и декоративные
элементы росписи.
Составление мозаичного панно.
Теория: Назначение панно. Виды
мозаичных панно (по материалу изготовления). Композиция в панно.
Практика: Эскиз панно в акварели.
«В сказочном мире».Теория: Сказки разных народов. Изображение сказочных
героев.
Практика: Создание композиции по теме.
Итоговое занятие. Итоговое тестирование. Заполнение мониторинга.
Подготовка работ к выставке. Отбор творческих работ, оформление
выставки.
Итоговая выставка. Награждение по итогам первого года обучения.
2год обучения.
Раздел1.Инструментыиматериалы. Правила техники безопасности при
работе с инструментами для рисования. Теоретическая часть: знакомство
с инструментами и материалами для занятий.
Раздел2.Материал–доска, краски. Теоретическая часть: История
возникновения. Демонстрация изделий по росписи. Основные виды.
Практическая часть: Работа с кистью.
Раздел3.Основыобучениюросписи. Теоретическая часть: Знакомство с
основными видами росписи по дереву.
Практическая часть: Изображение основных видов росписи.
Раздел 4. Изучение рисунка элементов городецкой росписи:
Теоретическая часть: Изучение элементов и канонов народных промыслов.
История городецкой росписи. Знакомство с элементами городецкой
росписи.
Практическая часть: Рисование элементов композиций «листопад, узор,
букет, полет птиц, табун, бал». Изображение композиций «городецкие
листья, городецкие узоры на розетке, городецкие цветы, городецкая
цветочная ветка, городецкие животные, животный мир городца» на бумаге и
дереве в карандаше и цвете.
Раздел 5. Изучение рисунка элементов мезенской росписи.
Теоретическая часть: Изучение элементов и канонов народных промыслов.
История городецкой росписи. Знакомство с элементами мезенской росписи.
Практика: Изображение композиций «Мезенские узоры на розетке,
городецкие цветы, городецкая цветочная ветка, городецкие животные,
животный мир мезени» на бумаге и дереве в карандаше и цвете.

18

Раздел 6. Подготовка к выставкам, участие в конкурсах. Подготовка
работ для участия в конкурсах различного характера.
Итоговое тестирование.
Итоговая выставка.
1. 5. Планируемые результаты.
Личностные:
-умение работать в команде и умение презентовать результат своего труда;
-наличие высокого познавательного интереса обучающихся;
-умение ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно
использовать техническую литературу, глобальную сеть Интернет и др. для
поиска сложных решений;
-умение ставить вопросы, связанные с темой проекта, при поддержке
педагога выбирать наиболее эффективные решения задач в зависимости от
поставленных условий;
-умение использовать критическое мышление, чтобы определить
недостоверную информацию, находить несоответствие;
-проявление технического мышления, творческой инициативы,
самостоятельности.
Метапредметные:
-умение под руководством педагога планировать пути достижения целей,
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий;
-основные универсальные умения информационного характера: простановка
и формулирование проблемы, поиски выделение необходимой информации,
выбор наиболее оптимальных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-способность правильно организовывать рабочее место и время для
достижения поставленных целей.
Предметные:
- Отличительные особенности основных видов и жанров
изобразительного искусства;
- Ведущие элементы изобразительной грамоты –линия, штрих, тон в рисунке
и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность,
объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит
азы рисунка, живописи и композиции,
- основы линейной и воздушной перспективы.

19

- Основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и
акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т.
д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и
т. д.);
- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные
особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу
формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим –
изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и
воздушной перспективы.
- Выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
- обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
По завершении программы обучения:
обучающийся будет знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного
искусства;
- особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной
перспективы,светотени,элементыцветовведения,композиции,перспективы;
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику
их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение
его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Обучающийся будет уметь:
- применять на практике законы цветовведения, правила рисунка, живописи
и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов,
тональные и цветовые отношения;

20

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов
и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы и
светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
- Обучающийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам
детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность
перед ним.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков;
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе.

2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения

Дата начала Дата
занятий
окончания
занятий

Колич
ество
учебн
ых
недель

Количе
ство
дней

Количеств
о часов

Режим занятий

1

02.09.2024

36

72

144

Пон.14.00-16.00
Ср.14.00-16.00

31.05.2025

21
2

02.09.2025

31.05.2026

36

108

216

Пон.16.00-18.00
Среда16.00-18.00
Четверг16.00-18.00

2.2.Условия реализации программы.
2.2.1. Материально – техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Мольберты;
5. Столы-6шт.истулья-11шт;
6. Шкафыдляхраненияматериала-1шт.;
7. Витриныдлявыставок-2шт.;
8. Информация по технике безопасности;
9. Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация
о последних достижениях ТО)
10. Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень
квалификации педагога, краткая характеристика ТО, достижения,
расписание)
Мебель удобно и правильно расположена, слевосторонним светом.
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Шелковая кисточка»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее
образование, соответствующее художественной направленности отвечающих
профессиональному стандарту по должности «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.
09.2012 №652н).
2. 2. 3. Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия
(тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора
ребенка, соответствующие современным научным воззрениям; материал
должен быть доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы,
картины, иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для
занятий.
Раздаточный материал –бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы,
трафареты, разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши,
фломастеры, краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета – Кабинет отвечает
санитарно-гигиеническим нормам.
Методы обучения:
1. Интерактивные занятия;

22

2. Познавательные беседы;
3. физкультминутки;
4. индивидуальные занятия;
5. групповая деятельность;
6. информационно – познавательные методы;
7. творческие (креативные) методы;
8. методы стимулирования и мотивации;
9. методы контроля и самоконтроля.

Типы занятий:
1. занятие комбинированного типа;
2. занятие творческого типа.
Виды занятий:
1. Лекционное занятие;
2. Практическое
занятие
2.3. Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов обучения и воспитания ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе по показателям:
I. Теоретическая подготовка ребёнка
II. Практическая подготовка ребёнка
III. Обще –учебные умения и навыки ребёнка
IV. Развитие и воспитание детей
Целью промежуточного контроля воспитанников является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе
обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как
контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс,
игра-путешествие, тест, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города,
области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при
выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает
существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических
заданий).
Год обучения
1г.о.

2г.о.

Вид контроля
Предварительный контроль

Месяц
Сентябрь

1промежуточный
контроль

Май

2промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Декабрь
Май

23

2.4. Оценочные материалы.
Сентябрь–предварительный(вводный),где можно определить с какими
знаниями и навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра, творческое
задание.
май–декабрь -промежуточный(текущий),определяющий степень усвоения
материала. На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы
скорректировать программу. Теоретическая форма контроля – заочное
путешествие. Практическая форма контроля – беседа, викторина, игра,
конкурс, контрольная работа, тестирование, выставка, творческий отчет,
выставка, защита творческих работ, конкурс творческих работ.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются
контрольные задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты,
устанавливающие уровень освоения образовательной программы, выставка,
защита проекта. Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении
каждого года обучающиеся получают определенные практические умения и
теоретические знания. С целью установления соответствия результатов
освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам
проводится предварительный, промежуточный и итоговый контроль.
2.5. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса
1. Алексеева В.В. Что такое искусство?/В. В.Алексеева.—М.,
1991.
2. Библер В.С. Мышление как творчество/ В.С. Библер.—М.,1975.
3. Боголюбов Н.С.Скульптура на занятиях в школьном кружке/
Н. С. Боголюбов. — М., 1986.
4. .Волков Н.Н. Композиция в живописи/Н.Н.Волков.—М.,1977.
5. ВыготскийЛ.С. Психология искусства/Л. С.Выготский.—М.,
1987.
6. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском
изобразительном творчестве// Искусство в школе. —1993.—№3.
7. Майкл Сендерс «Рисуем гуашью»Серия«Уроки живописи».Перев.
С англ. Ответст. редактор Е. Зуевская. 2007. 48 с.
8. Уильям Ньютон «Акварельная живопись» Серия «Уроки
живописи».Переводсангл.Ответств.редакторЕ.Зуевская.2007.48 с.
9. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей/
А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.
10. Щербаков В.С.Изобразительное искусство .Обучение и творчество
/В.С.Щербаков.—М., 1969.
11. Энциклопедия рисования/Авт. –сост. М.В.Адамчик–Минск;
Харвест, 2010. – 128 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной
программе:

24

1. Порте П. Учимся рисовать от А до Я./ Пер. сфр. Э.А. Болдиной. –
М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 64с.
2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А.
Болдиной.–М.:ООО«ТД «Издательство Мир книги»,2005. –64с.
Нормативно-правовое обеспечение
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 №
304-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон«Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее –
273-ФЗ);
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
до 2030 года»
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г.«Об
утверждении Целевой модели развития региональных
систем
дополнительного образования» №469.
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
7.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 №882/391 «Об организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
9.
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России
28.08.2018 «№ 52016;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления

25

детей и молодёжи»;
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015№09-3242«О направлении информации (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
14.
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от
16.09.2021 № 3.12-1170-з «Об утверждении методических рекомендаций по
проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
15. Устав МБОУДО ДДТ с. Стародубское.
2.6 Приложение
Тестовые задания по изобразительному искусству 1годаобучения
1. Какой цвет в радуге лишний? Выбери и напиши. красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, черный, голубой, фиолетовый
2. Какая группа цветов основная? а)красный, жёлтый, синий,
б)зеленый , розовый, серый.
в)оранжевый, фиолетовый ,голубой
3. Напиши правильный ответ: если смешать
Красный + жёлтый=(оранжевый или зеленый),
Красный+синий= (оранжевый или фиолетовый),
Жёлтый+cиний =(зеленый или фиолетовый)?
4. Как получить серый цвет? Напиши Смешать…
+
…
5. Какой цвет является тёплым? а) серый
б) синий в)жёлтый
6. Как называется профессия человека, который пишет картины? а) композитор
б)художник в) актер
7. Являются ли пластилин, глина материалом, с которым работает художник? да)
нет)
8. Выбери инструменты, которыми работает художник а) пила, молоток, лопата
б) кисточка ,карандаш, перо
9. Можно ли назвать скульптора художником? да)
нет)

26

Ответы.1вариант
Итоговый тест по изобразительному искусству 2 года обучения.
1. На чем изображается «Монументальная живопись» а) Стены зданий
б) Холст в)Картон г) Бумага
2. Какого вида народной игрушки не существует а) Филимоновская
б) Каргопольская в) Дымковская
г) Жёстовская
3. Батальный жанр—
а)жанризобразительногоискусства,посвященныйтемамвойныивоеннойжизни
б)жанризобразительногоискусства,посвященныйисторическимсобытиямидеятелям,
социально значимым явлениям в истории общества.
в)жанризобразительногоискусства,вкоторомосновнымпредметомизображенияявля
етсяпервозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г)изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
4. Декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров,
произведения которого подразумевают формирование изображения посредством
компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней,
смальты, керамических плиток и других материалов.
а)Витраж б) Батик
в) Мозайка г) Гобелен
5. Жанризобразительногоискусства,посвященныйсобытиямигероям,окоторыхрасс
казываютмифы древних народов.
а)Мифологический б) Батальный
в)Бытовой
г) Анималистический
6. К какому жанру относится картина «Утро стрелецкой казни» а)
Мифологический
б)Анималистический в) Исторический
г) Батальный
7. Материалы которые не используют в живописи а) Уголь
б)Темпера в) Гуашь
г) Акварель
8. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются для
конкретного архитектурнопространственногоилиприродногоокружения,отличаютсяединствомсодержания,
обобщенностьюформ, крупным масштабом и отражают значительные
исторические события, создаются в честь выдающихся людей.

27

а) Декоративно-прикладное искусство б) Монументальная скульптура
в) Витраж
г) Станковая живопись
9. Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей а) Графика
б) Скульптура в) Фреска
г) Пейзаж
10. Жанризобразительногоискусства,посвящённыйповседневной,частнойиобществ
еннойжизни,обычно современной художнику.
а) Батальный б) Бытовой
в) Мифологический г) Исторический
11. Видизобразительногоискусства,основнымвыразительнымсредствомкоторогоя
вляетсяцвет а) Графика
б) Живопись в) Скульптура г) ДПИ
12. Жанр, в котором главный герой—природа а) Натюрморт
б) Пейзаж в) Портрет
г) Анимализм
13. Художник, изображающий преимущественно лица людей а) Пейзажист
б) Маринист в Портретист г) Анималист
14. Какой из этих видов искусства не является изобразительным а) Скульптура
б) Музыка в) Живопись г) Графика
15. Автор картины «Боярыня Морозова» а) Серов В.А.
б) Суриков В.И. в) Ван Гог
г) Перов В.Г.
16. Быстрый рисунок, в котором карандаш или кисть художника схватывает то,
что ему потом будет
необходимодляработынадзадуманнымпроизведением:жесты,позылюдей,иходежд
а,интерьеры,улицы города, пейзажи.
а) Рисунок б)Набросок в) Колорит г) Эскиз
17. Рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. а)
Иллюстрация
б) Шарж в) Силуэт г)Колорит
18. Какое слово обозначает посвященный музами. а) Художник
б) Музей в) картина г) Музыка
19. Основатель Третьяковской галереи. а) Левитан И.И.
б) Васнецов В.М. в) Шишкин И.И. г) Третьяков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».