2
Содержание программы:
Содержание программы:
1. Комплекс основных характеристик программы .............................. 3
1.1. Пояснительная записка ......................................................................3
1.2. Цель и задачи программы… .............................................................. 4
1.3. Учебный план… ................................................................................. 4
1.4. Содержание программы .................................................................... 10
1.5. Планируемые результаты .................................................................. 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий ....................... 16
2.1. Календарный учебный график ...........................................................16
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 16
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы….......................16
2.2.2. Кадровое обеспечение программы…………………………………16
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение ..................................16
2.3.Формы аттестации ................................................................................ 17
2.4.Оценочные материалы… ..................................................................... 18
2.5.Список литературы .............................................................................. 18
2.6.Приложение .......................................................................................... 20
3
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей
«Цветные переливы» - художественная. Образовательная область - декоративноприкладное искусство.
Актуальность данной программы - применение полученных знаний и умений в
реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, и т.д. Участие в
различных видах деятельности помогает реализоваться личности ребёнка,
стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего
народа и народов мира.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Тим программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 14 лет. Учащиеся этого возраста
способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного
искусства. Объединение первого года обучения комплектуется в основном из
учащихся первых, вторых, третьих классов, второго года обучения - четвертого,
пятого и шестого классов. Для успешной реализации программы целесообразно
объединение детей в учебные группы – 10 человек, что соответствует Уставу
МБОУДО ДДТ с. Стародубское. Состав творческого объединения постоянный.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий
Период
Продолжит Кол- во
ельность
занятий
В
неделю
занятия
1год обуче
ния
2год
обуче
ния
Итого
2
2
Колво
часов
в
неделю
4
2
3
6
Кол- во
недель
Кол- во
часов в год
36
144
36
216
72
360
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3 раза в
неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216 часов в
год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия проходят в
форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности. Набор детей
осуществляется на добровольной основе – по выбору и желанию ребят и их
родителей. Возраст детей от 7 – до 14 лет. Занятия длятся 45 минут, затем 15 минут
перерыв.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
4
Формы организации занятий: – групповая (количество детей в группе 10);
– индивидуальная.
1.2.Цель и задачи программы
Целью образовательной программы «Цветные переливы» является художественноэстетическое воспитание учащихся, раскрытие и развитие потенциальных
художественных способностей ребёнка, овладение основами художественной
росписи, техническими приёмами, методами создания тематической декоративной
композиции в смешанной технике.
Задачи:
1. Предметная: формировать устойчивый интерес к художественной деятельности,
прививать практические умения и навыки мастерства в одном из видов
декоративно-прикладного искусства - художественной росписи ткани (холодный и
горячий батик), понимание и восприятие произведений декоративно-прикладного
искусства, народных художественных промыслов России.
2. Метапредметная:
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
3. Личностная:
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от
работы.
1.3. Учебный план
1 год обучения (144 часа, 4 часа в неделю)
№
п/п
Темы
Количество часов
Формы
разделам
контроля
по
Практик
Всего
а
«Выразительные свойства» - 2ч
Теория
Раздел 1:
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие. Батик
Тесты, игра.
Техника безопасности по охране
2
2
труда.
Раздел 2: « Батик. Его особенности» -16 ч
Точка, линии, пятно. Холодный
батик.
Инструменты
и
материалы. Эффекты холодного
батика
Холодный батик. Инструменты и
материалы. Эффекты холодного
батика
Холодный батик декоративное
изображение
осени.
Уравновешенная
и
неуравновешенная композиция.
Беседа, творческое задание.
1
1
2
2
2
Беседа, творческое задание.
1
1
2
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
5
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Холодный батик декоративное
изображение
осени.
Уравновешенная
и
неуравновешенная композиция.
Холодный батик декоративное
изображение
осени.
Уравновешенная
и
неуравновешенная композиция.
Холодный батик. Композиция
«Ваза с цветами». Роспись.
Холодный батик. Композиция
«Ваза с цветами». Роспись.
Холодный батик. Композиция
«Ваза с цветами». Роспись.
Основы цветоведения. Холодный
батик. Композиция «Морские
жители». Роспись.
Основы цветоведения. Холодный
батик. Композиция «Морские
жители». Роспись.
Основы цветоведения. Холодный
батик. Композиция «Морские
жители». Роспись.
Холодный батик. Композиция
«Снегирь».
Холодный батик. Композиция
«Снегирь».
Холодный батик. Композиция
«Снегирь».
22.
Холодный батик. Композиция
«Снегопад». Роспись.
Холодный батик. Композиция
«Снегопад». Роспись.
Холодный батик. Композиция
«Снегопад».
Роспись.
Подготовка к просмотру.
Композиционный
центр.
Доминанта
в
композиции
Холодный
«Конек-Горбунок».
батик.
Композиционный
центр.
Доминанта
в
композиции
«Конек-Горбунок».
Холодный
батик.
Композиционный
центр.
Доминанта
в
композиции
«Конек-Горбунок».
Холодный
батик.
Холодный батик. Композиция
«Портрет Снегурочки»
23.
Холодный батик. Композиция
«Портрет Снегурочки»
16.
17.
18.
19.
20.
21.
24.
25.
Холодный батик. Композиция
«Портрет Снегурочки»
Динамичная композиция на тему
«Времена года»
Беседа, творческое задание.
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
1
Беседа, творческое задание.
1
1
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
1
1
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
6
26.
Динамичная композиция на тему
«Времена года»
2
2
27.
Динамичная композиция на тему
«Времена года»
2
2
28.
Холодный
Композиционный
«Снежинки».
29.
30.
батик.
узор
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
1
Холодный
батик.
Композиционный
узор
«Снежинки».
Холодный
батик.
Композиционный
узор
«Снежинки».
Подготовка
к
просмотру.
1
2
2
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Раздел 5. «Цвет» - 30ч
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Дополнительные и родственные
цвета. Композиция «Зимний сон»
Дополнительные и родственные
цвета. Композиция «Зимний сон»
Дополнительные и родственные
цвета. Композиция «Зимний сон»
Свойства
и
природа
цвета.
Влияние
цвета
на
человека. Теплые и холодные
цветовые гаммы. «Новогодние
украшения»
Свойства
и
природа
цвета.
Влияние
цвета
на
человека. Теплые и холодные
цветовые гаммы. «Новогодние
украшения»
Свойства
и
природа
цвета.
Влияние
цвета
на
человека. Теплые и холодные
цветовые гаммы. «Новогодние
украшения»
Цвет. Теплые и холодные цвета,
Композиция «Хамелеон».
Цвет. Теплые и холодные цвета,
Композиция «Хамелеон».
1
2
2
2
2
2
1
1
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
1
2
2
1
2
2
2
Беседа, творческое задание.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
2
Цвет. Эффект оверлеппинга.
Композиция «Натюрморт»
2
2
Цвет. Эффект оверлеппинга.
Композиция «Натюрморт»
2
2
1
2
Композиция
Беседа, творческое задание.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
1
Холодный батик.
«Мы в цирке»
Беседа, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
Цвет. Теплые и холодные цвета,
Композиция «Хамелеон».
Цвет. Эффект оверлеппинга.
Композиция «Натюрморт»
1
1
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
Беседа, творческое задание.
1
Беседа, творческое задание.
7
Холодный батик. Композиция
2
2
«Мы в цирке»
Холодный батик. Композиция
2
2
«Мы в цирке». Подготовка к
просмотру
Раздел 6: «Русские мотивы» - 8ч
Беседа, творческое задание.
46.
Холодный батик. Композиция
«Русские красавицы»
47.
Холодный батик. Композиция
«Русские красавицы»
48.
Холодный батик. Композиция
«Русские красавицы»
44.
45.
49.
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
1
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Повторение пройденного
материала, творческое задание.
1
2
Беседа, творческое задание.
1
1
Композиция «Ягодное лукошко.
1
1
2
Беседа, творческое задание.
Русский
орнамент»
Коллективная
работа.
Подготовка к просмотру
Раздел 7: «Весенние мотивы в художественной росписи ткани» - 46ч
53.
Холодный
батик.
Самостоятельный
выбор
цветовой гаммы. Композиция
«Павлин»
Холодный
батик.
Самостоятельный
выбор
цветовой гаммы. Композиция
«Павлин»
Холодный
батик.
Самостоятельный
выбор
цветовой гаммы. Композиция
«Павлин»
Холодный
батик
«Весеннее
настроение»
54.
Холодный
батик
настроение»
«Весеннее
2
2
Беседа, презентация, творческое
задание.
55.
Холодный
батик
настроение»
«Весеннее
2
2
Беседа, творческое задание.
56.
Холодный батик.
«Звездное небо»
Композиция
1
2
Беседа, презентация, творческое
задание.
57.
Холодный батик.
«Звездное небо»
Композиция
2
2
Беседа, творческое задание.
58.
Холодный батик.
«Звездное небо»
Композиция
2
2
Беседа, творческое задание.
59.
Холодный батик.
«Кувшинки»
Композиция
1
2
Беседа, презентация, творческое
задание.
60.
Холодный батик.
«Кувшинки»
Композиция
2
2
Беседа, творческое задание.
Холодный батик.
«Кувшинки»
Холодный батик.
«Бабочки»
Композиция
2
2
Беседа, творческое задание.
1
2
Беседа, презентация, творческое
задание.
Холодный батик.
«Бабочки»
Композиция
2
2
Беседа, творческое задание.
50.
51.
52.
61.
62.
63.
Композиция
1
1
1
1
1
1
2
Беседа,презентация, творческое
задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
1
2
Беседа, творческое задание.
8
2
2
Беседа, творческое задание.
1
2
Беседа, презентация,
творческоезадание.
2
2
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
1
2
Беседа, творческое задание.
Композиция «Лето»
2
2
Беседа, творческое задание.
70.
Композиция «Лето»
2
71.
Подготовка
работ
полугодовому
просмотру
итоговой выставке
итоговое занятие
2
2
Беседа, презентация,
творческое
задание.
Беседа, творческое задание.
2
2
Беседа, творческое задание.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
72.
Холодный батик. Композиция
«Бабочки»
Симметричная и асимметричная
композиция
«Домашние
любимцы»
Симметричная и асимметричная
композиция
«Домашние
любимцы»
Симметричная и асимметричная
композиция
«Домашние
любимцы»
Композиция «Лето»
1
1
к
и
ИТОГО
27
117
144
2 год обучения (216 часов, 6 часов в неделю)
№
п/п
Темы
Формы
разделам
Количество часов
контроля
Практик
Всего
а
Раздел 1. Свободная роспись по ткани. 18 ч.
Теория
1.
2.
Свободная роспись.
«Искусство батика»
Беседа
Лекция, викторина, рисунок
2
Свободная роспись «Осеннее
дерево».
Просмотр. Анализ.
2
Лекция, викторина, рисунок
6
10
16
Раздел 2: Холодный батик (т. гутта). «Удивительная осень» 40 ч.
3.
Холодный
цветы»
4.
Эскиз композиции
осень»
5.
Работа
составом
6.
Выполнение холодного батика
«Золотая осень»
7.
батик.
«Осенние
2
6
8
2
6
8
2
6
8
2
6
8
«Золотая
резервирующим
Стилизация
фактур.
Упражнение на черно-белую
стилизацию-цветок, животное
Лекция, викторина, рисунок
Беседа, презентация,
творческое задание.
Лекция, викторина, рисунок
Беседа, презентация,
творческое задание.
Лекция, викторина, рисунок
2
6
8
по
9
Раздел 3: Холодный батик (т. гутта).
«Декоративный натюрморт» 48 ч
Эскиз
композиции
Декоративный
натюрморт.
Цветная стилизация
Продолжение
работы
над
эскизом
2
2
11.
Работа
в
материале
резервирующим составом
Выполнение композиции в
цвете.
Продолжение
работы
над
композицией, выявление фактур
2
12.
8.
9.
10.
2
Лекция, викторина, рисунок
6
8
8
10
8
10
2
Беседа, презентация,
творческое задание.
Лекция, викторина, рисунок
10
Лекция, викторина, рисунок
10
Беседа, презентация,
творческое задание.
8
8
Раздел 4: Холодный батик (т. гутта). «Подводный мир» 22 ч
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Выполнение эскиза композиции
Лекция, викторина, рисунок
«Подводный мир». Цветовое
2
4
6
равновесие.
Практическая
работа
над
Лекция, викторина, рисунок
композицией «Подводный мир»
2
6
8
в технике холодного батика.
Контуры
Продолжение
работы
над
Беседа, презентация,
композицией «Подводный мир»
творческое задание.
2
6
8
в технике холодного батика.
Завершение работы.
Раздел 5: Горячий батик. «Морозные узоры» 20 ч
Беседа «Знакомство с техникой
Лекция, викторина, рисунок
художественной росписи ткани
горячий
батик».
Этапы
2
8
10
выполнения горячего батика «от
светлого к темному»
Упражнение в технике горячего
Лекция, викторина, рисунок
батика «Морозные узоры» по
2
8
10
готовым эскизам. Техника
кракле
Раздел 6: Горячий батик. «Зимний пейзаж» 32 ч
Работа над эскизом композиции
Лекция, викторина, рисунок
2
6
8
«Зимний пейзаж»
Практическая
работа
по
Беседа, презентация,
усвоению техники сложного
творческое задание.
2
6
8
горячего батика. Выполнение 1го этапа
Выполнение батика по эскизу 1
Лекция, викторина, рисунок
2
6
8
этап
2 и 3 этапы выполнения
Лекция, викторина, рисунок
композиции в технике горячего
2
6
8
батика
Раздел 7: Горячий батик «Букет» 32 ч
22.
Упражнение «Цветы»
В технике горячего батика в 3
этапа
2
6
12
Беседа, презентация,
творческое задание.
10
23.
24.
68.
69.
Выполнение эскиза композиции
«Букет»
Выполнение 2-го этапа
8
10
2
8
10
Беседа, презентация,
творческое задание.
2
2ч
Лекция, викторина, рисунок
2
2
Беседа, презентация,
творческое задание, тест.
164
216
Подготовка работ к просмотру и
итоговой выставке
итоговое занятие
ИТОГО
Лекция, викторина, рисунок
2
52
1.4. Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие. Тестовые
методики с детьми, проверка
художественных способностей. Родительское собрание
-организационные моменты, обсуждение расписания, учебной нагрузки
детей. Вопрос взаимодействия родителей с деятельностью детей.
1. Тема: «Выразительные свойства».
Теория - инструктаж по охране труда,
- постановка художественной задачи,
- расширение представления об изобразительном искусстве, декоративно
прикладном искусстве.
2. Тема: «Батик. Его особенности».
Теория - разновидности ДПИ
-батик, инструменты и материалы
-композиция
-понятие эскиз
Практика
- просмотр дидактического наглядного материала
- практика создания различных эффектов в батике
-практика подготовки рабочего места
-подготовка ткани к росписи
-роспись ткани
3. Тема: «Холодный батик»
Теория - знакомство с техникой холодный батик и в теории горячий батик
-батик в повседневной жизни
- первичное понятие о цветоведении.
Практика - практические знания в художественной росписи ткани
-упражнения в технике исполнения батик
-отработка на аккуратное и безошибочное исполнение росписи
-практика в коллективной работе
- упражнение на фантазию, умение передавать в работе настроение и характер
произведения работы
11
4. Тема: «Композиция»
Теория -знакомство с понятием композиция, композиционный центр
-хитрости композиции
-понятие сюжет в изобразительном искусстве
-динамичная и статичная композиция
-сюжет и композиция
-просмотр картин великих и современных художников
Практика)
-просмотр картин великих художников
-создание грамотно построенных эскизов к работе
-индивидуальная работа над созданием батика по эскизу
- применение теоретических знаний о динамичной и статичной композиции
5. Тема : «Цвет»
Теория - основы цветоведения
-спектр, цветовой круг
-теплые и холодные цвета
-влияние цвета
-просмотр картин великих художников
Практика
-практика в создании теплохолодной композиции;
-индивидуальный подбор цветовой гаммы к работе,
-индивидуальная работа с обучающимися по составлению эскиза к работе,
-введение
тренировочных
занятий
по
формированию
навыков
художественного мастерства,
-индивидуальная работа с обучающимися по созданию художественного
образа.
-точно передавать ритмический рисунок эскиза, вести свою мелодическую
линию, передавать в исполнении характер произведения.
-выразительно выполнять все нюансы в исполнении.
-продолжать работу над развитием способности с помощью набросков и
эскизов, эмоционально доносить до зрителя содержание и характер
исполняемой работы.
- Индивидуальная и самостоятельная работа под наблюдением педагога.
6. Тема: «Русские мотивы»
Теория -знакомство с понятием жанры в изобразительном искусстве
-русское народное творчество
-просмотр работ современных художников
Практика - отработка полученных знаний о русском народном творчестве
-создание эскизов с использованием русского народного орнамента
-роспись ткани по теме
-отработка на аккуратное исполнение
-индивидуальная работа под руководством педагога
7. Тема: «Весенние мотивы в художественной росписи ткани»
Теория -закрепление полученных знаний, путем опроса
12
-закрепление темы цвет, цветовая гамма
-повторение построения композиции
-композиция и фантазия
-просмотр картин современных художников
Практика
- отработка предыдущих техник исполнения
-выполнение индивидуальных работ
-этюды и упражнения.
- выполнение работы в технике «по-сырому»
- композиционное и колористическое решение в художественной росписи
ткани
-упражнения на выполнение сочетание цветов
-художественная роспись ткани
-умение практически выполнять работу аккуратно
- распространенные ошибки росписи, способы их устранения
-приемы оформления изделия
-итоговое занятие, получение практического опыта в итоговом просмотре,
учебное тестирование.
Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.
2 год обучения.
Раздел 1: Свободная роспись по ткани.
1 Свободная роспись по ткани. Беседа. Знакомство с искусством
художественной росписи по ткани. Использование видеоряда. История
возникновения. Виды батиков. Гармония цвета. Группы гармоничных цветов.
Выполнение эскизов групп гармоничных цветов. Материал - гуашь.
2. Свободная роспись по ткани. Упражнение «Осеннее дерево»
Знакомство с материалами и принадлежностями, необходимыми для
выполнения батика. Демонстрация – показ работы в технике свободной
росписи. Выбор родственной группы цветов. Практическая работа в технике
свободной росписи «Осеннее дерево».
Раздел 2: Холодный батик. «Удивительная осень»
1. «Осенние цветы».
Знакомство с техникой художественной росписи по ткани – холодный способ
- техника гутта. Поэтапное выполнение батика холодным способом. Правила
безопасной работы с резервом, упражнение холодным способом «Осенние
цветы».
2. «Золотая осень»
Выполнение эскиза композиции на тему «Золотая осень» с учетом
композиционного центра. Статика и динамика в композиции. Выбор цветовой
группы. Материал – карандаш, акварель.
13
3. «Золотая осень»
Подготовка подрамника: натяжение ткани, перенос изображения с эскиза на
ткань. Инструкция техники безопасности работы с резервирующим составом.
Обводка контуров изображения резервирующим составом.
4. «Золотая осень»
Выполнение учащимися композиции в цвете. Соблюдение этапности
выполнения. Добиваться акварельности, выразительности цвета, правильная
последовательность выполнения композиции.
5. Стилизация формы и фактур. Понятие стилизации. Упражнение на
стилизацию растительных форм, изображений животных.
Стилизация фактур. Выполнение черно-белых стилизаций фактур.
Раздел 3: Холодный батик. «Декоративный натюрморт»
1. «Декоративный натюрморт». Показ работ учащихся прошлых лет на тему
«Декоративный натюрморт» выполненных в различных техниках. Просмотр
видеоряда – демонстрация работ из методфонда на тему «Декоративный
натюрморт», выполненных в разных техниках. Знакомство с принципами
стилизации, основные приемы стилизации – линия, штрих, пятно. Цветовой
ритм декоративной композиции. Цветовая доминанта.
Выполнение учащимися упражнения на черно-белую стилизацию (цветок,
листок, рыбка). Материал: гелиевая ручка, формат А4
2. «Декоративный натюрморт» Выполнение учащимися эскиза композиции
«Декоративный натюрморт», цветовая стилизация. Выбор цветовой гаммы.
Выдержка доминанты в цвете. Чередование, ритм цветовых пятен, линий.
Материал – гуашь. Работа над эскизом композиции на тему «Декоративный
натюрморт»
3. «Декоративный натюрморт». Перевод изображения на ткань «на
просвет». Инструктаж по технике безопасности. Работа резервирующим
составом по контуру (техника витраж), использование соли для создания
фактуры в холодном способе.
4. «Декоративный натюрморт». Работа в материале. Выполнение
композиции по цветовому эскизу. Выдержка цветовой доминанты.
Акварельность и выразительность. Выполнение упражнения – фактуры при
помощи воды, набрызг.
5. «Декоративный натюрморт». Продолжение работы над композицией в
технике холодной росписи. Уточнение цветовой тональности. Использование
соли и воды для выявления фактур. Уточнение и выявление контуров.
Завершение работы.
Самостоятельная работа: подготовка материала для практической работы
«Подводный мир». Выполнение зарисовок обитателей подводного мира,
поиск материала в сетевых ресурсах.
14
Раздел 4: Холодный батик. «Подводный мир»
1. «Подводный мир». Демонстрация видеоряда «Подводный мир».
Чередования ритмов. Демонстрация рисунков учащихся на данную тему.
Выполнение эскиза композиции «Подводный мир». Ритмичная организация
композиционного пространства. Динамика композиции. Исполнение в
контрастной гамме. Выдержка цветового равновесия композиции. Материал –
акварель. Доработка эскиза композиции «Подводный мир»
2. : «Подводный мир». Работа по выполнению батика холодным способом.
Выполнение композиции «Подводный мир» по эскизу. Первый этап работы –
перенос изображения с эскиза на ткань. Работа контуром. Упражнение на
поиск красивых цветовых сочетаний в технике свободной росписи.
3. «Подводный мир». Продолжение выполнения композиции «Подводный
мир» в материале. Акварельность, выразительность. Выдержка цветовой
гаммы. Подготовка к просмотру. Устранение недочетов.
Раздел 5: Горячий батик. «Морозные узоры»
1. «Морозные узоры». Беседа «Знакомство с техникой художественной
росписи ткани горячий батик». Материалы и принадлежности.
Демонстрацияработ учащихся из методфонда, выполненных горячим
способом. Просмотр видеофильма «Этапы выполнения горячего батика».
Горячий способ в два перекрытия, от белого до тёмно-голубого и синего.
Подготовка ткани для
выполнения батика (натягивание ткани на подрамник).
2. «Морозные узоры». Упражнение в технике горячего батика
«Морозные узоры» по готовым эскизам. Предварительный инструктаж по
технике безопасности при работе с электроприборами. Группы холоднородственнойгаммы. Работа в материале. Последовательность выполнения.
Приемы распределения воска для большей выразительности, ритмичности
композиции. Техника кракле. Удаление воска. Анализ получившихся
композиций.
Задание на дом: подготовить фотоматериал «Зимний пейзаж»
Раздел 6: Горячий батик. «Зимний пейзаж»
1. «Зимний пейзаж» Выполнение эскиза композиции с учетом организации
композиционного пространства, чередования ритмов композиции, выявления
статики, динамики. Использование для эскиза домашних заготовок –
фотографий, использование школьной литературы. Материал – карандаш.
2. «Зимний пейзаж» Продолжение работы над композицией. Выполнение
композиции в цвете. Цветовой ритм. Материал – акварель.
3. «Зимний пейзаж» Перенос изображения с эскиза на формат. Подготовка
подрамника для работы в материале. Обводка изображения темным
маркером.
4. «Зимний пейзаж» Поэтапное выполнение композиции «Зимний пейзаж»
15
более сложным способом послойного нанесения. Инструктаж по технике
безопасности перед выполнением задания. Нанесение двух слоев красочного
слоя и воска.
5. Тема «Зимний пейзаж» Продолжение учащимися работы в технике
горячего батика композиции «Зимний пейзаж». Нанесение последующих
слоев до полного выполнения композиции в соответствии с эскизом. Снятие
воска. Анализ.
Раздел 7: Горячий батик. «Букет»
1. «Букет». Выполнение сложного горячего батика в 3 перекрытия (этапа).
Этапы от светлого к тёмному. Инструктаж по технике безопасности работы с
электроприборами, растопленным воском. Выполнение учащимися
упражнений «Фрукты», «Цветок» на малом подрамнике. Последовательность
соблюдения этапов горячего способа росписи. Снятие воскового слоя.
Рисовая техника резервирования как альтернатива воска.
2. «Букет». Выполнение учащимися композиции «Букет». Материал –
карандаш. Перенос изображения на ватман формата А2. Обводка рисунка по
контуру тёмным маркером.
3. «Букет» Поэтапное выполнение композиции «Букет». Инструктаж по
технике безопасности. Первый этапа – нанесение самого светлого красочного
тона, просушивание. Резервирование воском светлых мест в композиции.
Нанесение следующего тона цветового фона.
4. «Букет». Продолжение работы над композицией «Букет». Второй этап –
резервирование средних по тону мест в композиции. Просушивание.
Резервирование более темных мест в композиции. Нанесение самого темного
тона красок. Просушивание. Снятия слоя воска.
Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.
1.5. Планируемые результаты
К концу курса обучения обучающимися будут достигнуты следующие
результаты:
1.Познакомятся с историей художественной
росписи тканей.
2.Освоят законы композиции, основы цветоведения.
3.Познакомятся с некоторыми понятиями, терминами
изобразительного искусства батик.
4.Освоят способы, приемы и различные технологии росписи
ткани.
5.Изучат материалы, инструменты и оборудование, необходимые для
росписи.
Будут уметь:
1.Правильно пользоваться инструментом для росписи.
2.Выбирать и обрабатывать ткань для росписи.
16
3. Выполнять различные техники росписи ткани.
4.Организовать свое рабочее место.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения
Дата
окончания
занятий
31.05.2025
Количеств Количеств
о учебных о дней
недель
36
72
Количеств
о часов
Режим
занятий
1
Дата
начала
занятий
02.09.2024
144
2
02.09.2025
31.05.2026
36
216
Пон.
14.0016.00
Ср. 14.0016.00
Пон.16.0018.00
Среда16.0
0-18.00
Четверг16.
00-18.00
108
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Мольберты;
5. Столы-6 шт. и стулья-11шт;
6. Шкафы для хранения материала-1 шт.;
7. Витрины для выставок- 2 шт.;
8. Информация по технике безопасности;
9. Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация
о последних достижениях ТО)
10. Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень
квалификации педагога, краткая характеристика ТО, достижения,
расписание)
Мебель удобно и правильно расположена, с левосторонним светом.
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Цветные
переливы»» обеспечивается педагогом дополнительного образования,
имеющим
высшее
образование,
соответствующее
художественной
направленности отвечающих профессиональному стандарту по должности
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (в соответствии с
Приказом Минтруда РФ от 22. 09.2012 №652н).
17
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия
(тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора
ребенка, соответствующие современным научным воззрениям; материал
должен быть доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы,
картины, иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для
занятий.
Раздаточный материал– бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы,
трафареты, разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши,
фломастеры, краскиакварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета - Кабинет
отвечает
санитарно-гигиеническим нормам.
Методы обучения:
1.Интерактивные занятия;
2.познавательные беседы;
3.физкультминутки;
4.индивидуальные занятия;
5.групповая деятельность;
6.информационно-познавательные методы;
7.творческие (креативные) методы;
8.методы стимулирования и мотивации;
9.методы контроля и самоконтроля.
Типы занятий:
1.занятие комбинированного типа;
2.занятие творческого типа.
Виды занятий:
1.лекционное занятие; 2.практическое занятие
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов обучения и воспитания ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе по показателям:
I. Теоретическая подготовка ребёнка
II. Практическая подготовка ребёнка
III. Обще-учебные умения и навыки ребёнка
IV. Развитие и воспитание детей
Целью промежуточного контроля воспитанников является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе
18
обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как
контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс,
игра-путешествие, тест, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города,
области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при
выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает
существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических
заданий).
Год обучения
1 г.о.
2 г.о.
Вид контроля
Предварительный контроль
Месяц
Сентябрь
1 промежуточный
контроль
Май
2 промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Декабрь
Май
2.4. Оценочные материалы
Сентябрь – предварительный (вводный), где можно определить с какими
знаниями и навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра,
творческое задание.
май – декабрь - промежуточный (текущий), определяющий степень усвоения
материала. На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы
скорректировать программу. Теоретическая форма контроля – заочное
путешествие. Практическая форма контроля – беседа, викторина, игра,
конкурс, контрольная работа, тестирование, выставка, творческий отчет,
выставка, защита творческих работ, конкурс творческих работ.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются
контрольные задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты,
устанавливающие уровень освоения образовательной программы, выставка,
защита проекта. Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении
каждого года обучающиеся получают определенные практические умения и
теоретические знания. С целью установления соответствия результатов
освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам
проводится предварительный, промежуточный и итоговый контроль.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аллахвердова Е.Э. “Батик, глина, дерево”, -М., ООО “Издательство АСТ”, 2001;
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие длястудентов
19
ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;
3. Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.
4. Журнал «Валентина – роспись по шелку», Изд. Дом ОВА-ПРЕСС, 1995;
5. Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000.
Материалы на сайтах Интернет по батику:
http://festival.1september.ru/articles/560662/
Нормативно-правовое обеспечение
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в редакции от
14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп.,
вступающими в силу 01.09.2022)
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
до 2030 года»
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. «Об
утверждении Целевой модели развития региональных
систем
дополнительного образования детей» №467.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности,
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. №ВБ 976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий.
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
31.01.2022 года № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
9.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
20
05.08.2020 №882/391 «Об организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
10. Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России
28.08.2018 «№ 52016;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
30.06.2020 года N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
15.
Закон Сахалинской области от18.03.2014 г. № 9-30 «Об образовании в
Сахалинской области» (с изменениями на 01.06.2022г)
16.
Методические рекомендации по проектированию и реализации
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской
области, согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной
воспитательной работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный
центр оценки качества образования Сахалинской области» Песковой Н.А.,
ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д. Гуревича Химиченко А.А.
17. Устав МБОУДО ДДТ с. Стародубское.
2.6. Приложения
Контрольно-измерительные материалы для прохождения итоговой
аттестации
1 год обучения
21
Список вопросов теста
Вопрос 1
Что используют для эффекта набрызга в технике батик
Варианты ответов
Воск
Соль
Мочеви
ну
Резерв
Вопрос 2
Роспись надо начинать
Варианты ответов
Знать не знаю, ведать не
ведаю От тёмного к
светлому
От светлого к тёмному
Вопрос 3
Отметьте материалы, необходимые для росписи в технике "холодный батик"
Варианты ответов
Пяльцы, лён,
шурупы Тренога,
хлопок, гвозди
Подрамник, шёлк, кнопки
Для нанесения рисунка на ткань используют :
Варианты
ответов
простой
карандаш
шариковую
ручку гелевую
ручку
фломастерфантом
Вопрос 4
В технике "Свободная роспись" по сухой ткани приступают к росписи какими
красками?
Варианты
ответов
Гуашевыми
Анилиновыми
Акварельным
и
Вопрос 5
Декоративный эффект росписи, который раньше считали браком в работе.
Это трещенки и прожилки, которые образуются после нанесения краски на
22
ткань.
Варианты
ответов
Холодный батик
Свободная
роспись Кракле
Набрызг
Горячий батик
Узелковый
батик
Вопрос 6
Как называется специальная густая бесцветная (или цветная) масса на основе
резинового клея?
Вопрос 7
Чем грунтуют ткань для свободной росписи?
Варианты
ответов
Солевым
раствором
Желатином
Крахмалом
Вопрос 8
Где зародилось искусство батика?
Варианты
ответов Каир
(Египет_ Ява
(Индонезия)
Стамбул
(Турция)
Мумбаи
(Индия)
Контрольное задание для итогового контроля 2 года
обучения
1. Практическое задание: сделать роспись на ткани в цвете по готовому
эскизу.
Время проведения работы: 4 академических часа.