Программа РАДУЖНАЯ ПАЛИТРА 2024

Содержание программы:
1. Комплекс основных характеристик программы .............................. 3

1.1. Пояснительная записка ...................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы… .............................................................. 4
1.3. Учебный план… ................................................................................. 4
1.4. Содержание программы...................................................................... 9
1.5. Планируемые результаты...................................................................18
2. Комплекс организационно-педагогических условий ....................... 20

2.1. Календарный учебный график ........................................................... 20
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 21
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы… ...................... 21
2.2.2. Кадровое обеспечение программы…………………………………21
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение .................................. 21
2.3.Формы аттестации................................................................................ 22
2.4.Оценочные материалы… ......................................................................23
2.5.Список литературы .............................................................................. 23
2.6.Приложение……………………………………………………………..25

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм обучения, минимальную
сложность содержания программы.
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ, не посещающих образовательное учреждение в
силу тяжести дефекта. Актуальность связана с развитием инклюзивного
образования, с терпимостью к таким детям, и самое главное потребностью в
творческой реализации и приобретением трудовых навыков. Очень важно помочь
адаптироваться и социализироваться ребенку с ОВЗ в обществе своих
сверстников, помочь в преодолении трудностей в развитии психических функций,
эмоционально-волевой сферы, развивать творческие способности, чтобы
подготовить платформу для дальнейшей работы в творческих объединениях.
Развитие творческих способностей это не только творчество, как хобби,
увлечение, навык используемый только дома, но это еще и возможность в
определении с будущей профессией. Дополнительное образование является
наиболее приемлемой формой обучения детей с ОВЗ, призванное объединить
детей и взрослых, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, связанные
с социальной дезадаптацией и социальной недостаточностью, которые решаются
в процессе неформального общения.
Актуальность программы состоит еще и в том, что знания не ограничиваются
рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для
детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться.
Таким
образом,
данная
проблема:
использование
нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными
возможностями, как средство развития технических умений и навыков,
чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Тим программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы.

Возраст обучающихся от 7 до 14 лет. Объединение первого года обучения
комплектуется в основном из учащихся первых, вторых, третьих классов, второго
года обучения - четвертого, пятого и шестого классов. Состав творческого
объединения постоянный.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период

1год обуче
ния
2год
обуче
ния
Итого

Продолжи Кол-во
тельность занятий
Занятия,ч В
неделю

Колво
часо
вв
неделю

Колво
недел
ь

Кол-во
часов
в год,
ч

2

2

4

36

144

2

3

6

36

216

72

360

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3
раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216
часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия
проходят в форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности.
Набор детей осуществляется на добровольной основе – по выбору и желанию
ребят и их родителей. Количество детей в группе – 3 человека. Возраст детей от
7 – до 14 лет. Занятия длятся 45 минут, затем 15 минут перерыв.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий: – групповая (количество детей в группе 3); –
индивидуальная.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель реализации программы: Целью программы является помощь в социальной
адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с традиционными и
нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
Задачи:
Развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Предметные:
Обучать приемам техник рисования и способам изображения с использованием
различных материалов.
Учить детей выбирать материал для рисования и умело его использовать.
Метапредметные:
Развивать творчество, фантазию.
Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе.

Личностные:
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти напомощь
друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
1 год обучения
№

1.3. Учебный план
(144 часа, 4 часа в неделю)
Количество часов

Название
разделов,
тем
Всег
о
2

теори
я
0

практик
а
2

1.

Вводное занятие

2

Знакомство с
оборудованием
для
работы.
Знакомство с
приемами
рисования

6

8

0.30

7.30

Знакомств
ос
приемами
аппликации
Знакомство с
приемами
лепки

30

6

24

30

4

26

6

Знакомство с
приемами
бумагопласти
ки

4

4

0

7

Рисование гуашью.

40

10

30

3

4

5

6

Формы
аттестации/контрол
я по
разделам
Тесты
Беседы, презентации.

Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Повторение
пройденного
материала,
творческое задание.
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Повторение
пройденного
материала,
творческое

задание.
8

Лепка животных.

10

4

6

9

Самостоятель
ная
деятельность.

16

6

10

10

Итоговое занятия

4

2

2

11

Всего часов

144

36.30

107.30

2 год обучения
№

Название
разделов,
тем

Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Повторение
пройденного
материала,
творческое
задание.
Контрольные задания,
тестирование

(216 часа, 6 часа в неделю)

Количество часов
Всег
о
2

теори
я
0

практик
а
2

1.

Вводное занятие

2.

Композиция.

36

10

26

3.

Нетрадицион
ное рисование

30

6

24

4.

Тематическ
ое
рисование

30

4

26

5.

Декоративн
ое
рисование

40

8

32

Формы контроля по
разделам

Тесты
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание.
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Повторение
пройденного
материала,
творческое
задание.
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,

творческое
задание
6.

Рисование
красками на
заданные темы.

40

10

30

7.

Лепка животных.

18

8

10

8.

Самостоятель
ная
деятельность.

16

6

10

9.

Итоговое занятия

4

2

2

216

54

162

Всего часов

Повторение
пройденного
материала,
творческое
задание.
Объяснение
материала,
демонстрация
образца работы,
творческое
задание
Повторение
пройденного
материала,
творческое
задание.
Контрольные задания,
тестирование.
Подведение итогов.
Рекомендации
родителям.

1.4.Содержание программы
1год обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство, режим занятий, правила техники
безопасности, диагностика.
2. Знакомство с оборудованием для работы. Беседы, презентации.
3. Знакомство с приемами рисования. Рисование пальчиком, кулачком.
Практическая работа: медвежонок, зайчик и другие.
1. Знакомство с приемами аппликации. Показ готовых работ. Практическая
работа. Выполнение отдельных элементов в виде геометрических фигур и
наклеивание на рамочку.
2. Знакомство с приемами лепки. Показ готовых поделок практическая работа.
Изготовление фруктов. Овощей и других.
3. Бумагопластика. Складывание бумажных фигур. Изготовление открыток,
рамок, пано.
4. Рисование гуашью. Закрашивание фона и нанесения рисунка (ромашки,
васильки и другие). Практическая работа.
5. Лепка животных. Показ готовых поделок. Тортик, улитка, животные.
Практическая работа.
6. Самостоятельная деятельность. Объяснение материала, демонстрация образца
работы, творческое задание.
7. Итоговое занятие. После освоения новых приемов аппликации, лепки,
рисования, изготовления поделок, готовые работы вывешиваются на стенде,

что способствует хорошему настроению и повышению самооценки
обучающегося. Такой метод обучения вселяет в ребенка уверенность в своих
силах и вызывает интерес к занятиям.
2 год обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство, режим занятий, правила техники безопасности,

диагностика.
2. Композиция.
3. Нетрадиционное рисование. Его цель: развитие воображения, ассоциативного
мышления и творческой деятельности, формирование представлений о цвете,
форме, линии, формирование умения осознавать свои внутренние переживания,
развитие способности экспериментировать.
4. Тематическое рисование. Дети на этих занятиях проявляют свою фантазию,
выражают свои эмоции на бумаге.
5. Декоративное рисование. На занятиях обучающиеся знакомятся с
декоративной росписью, также выполняют открытки, плакаты к разнообразным
праздникам.
6. Рисование красками на заданные темы.
7. Лепка животных. Лепка предметов, животных и т. д.
8. Самостоятельная деятельность. Объяснение материала, демонстрация образца
работы, творческое задание.
9. Итоговое занятие. После освоения новых приемов аппликации, лепки,
рисования, изготовления поделок, готовые работы вывешиваются на стенде, что
способствует хорошему настроению и повышению самооценки обучающегося.
Такой метод обучения вселяет в ребенка уверенность в своих силах и вызывает
интерес к занятиям.
1.5. Планируемые результаты.
В процессе обучения обучающийся получит следующие результаты.
Предметные:
- научиться различать основные цвета (красный, синий, желтый);
- освоить элементарные навыки использования письменных принадлежностей;
- освоить навыки художественной обработки бумаги.
-должен знать виды аппликации, уметь составлять композиции;
-владеть навыками лепки и рисованию пластилином;
-владеть навыками работы с акварелью, гуашью, карандашом;
-владеть навыками работы с бумагой и картоном.
Метапредметные:
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.
Личностные:
-планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения
частей;
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучени
я

Дата
начала
занятий

Дата
окончани
я занятий

Количеств
о учебных
недель

Количеств
о дней

Количеств
о часов

Режим
заняти
й

1

02.09.2024

31.05.2025

36

72

144

2

02.09.2025

31.05.2026

36

108

216

Пон.
14.0016.00
Ср. 14.0016.00
Пон.16.0018.00
Среда16.00
-18.00
Четверг16.
0
0-18.00

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы.
В кабинете имеется:
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Мольберты;
5. Столы-6 шт. и стулья-11 шт;
6. Шкафы для хранения материала-1 шт.;
7. Витрины для выставок- 2 шт.;
8. Информация по технике безопасности;
9. Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация о
последних достижениях ТО)
10. Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень квалификации
педагога, краткая характеристика ТО, достижения, расписание)
Мебель удобно и правильно расположена, с левосторонним светом.
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Радужная палитра»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее

образование, соответствующее художественной направленности отвечающих
профессиональному стандарту по должности «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.
09.2012 №652н).
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия (тематические
подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребенка,
соответствующие современным научным воззрениям; материал должен быть
доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы, картины,
иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для занятий.
Раздаточный материал – бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы,
трафареты, разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши, фломастеры,
краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета - Кабинет отвечает санитарногигиеническим нормам.
Методы обучения:
Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в
изобразительной деятельности.
Мониторинг - организация постоянного отслеживания информациис целью
оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с
прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо
фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.
Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к
деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.
Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам
действия с предметом, материалом.
Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное
подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им
положительную оценку.

Типы занятий:
1. Занятия комбинированного типа.
2. Занятия творческого типа.
Виды занятий:
3. 1.лекционное занятие; 2.практическое занятие.
Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов
обучения
и
воспитания
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по показателям:
I. Теоретическая подготовка ребёнка
II. Практическая подготовка ребёнка
III. Обще-учебные умения и навыки ребёнка
IV. Развитие и воспитание детей
Целью промежуточного контроля воспитанников является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе
обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как
контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс,
игра-путешествие, тест, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города,
области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении
заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

Год обучения
1 г.о.

2 г.о.

Вид контроля
Предварительный
контроль
1 промежуточный
контроль

Месяц
Сентябр
ь
Май

2 промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Декабрь

2.4.

Май

Оценочные материалы:

Сентябрь – предварительный (вводный), где можно определить с какими
знаниями и навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра, творческое
задание.

май – декабрь - промежуточный (текущий), определяющий степень усвоения
материала. На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы
скорректировать программу. Теоретическая форма контроля – заочное
путешествие. Практическая форма контроля – беседа, викторина, игра, конкурс,
контрольная работа, тестирование, выставка, творческий отчет, выставка, защита
творческих работ, конкурс творческих работ.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются контрольные
задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты, устанавливающие
уровень освоения образовательной программы, выставка, защита проекта.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении каждого года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью
установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным
целям и планируемым результатам проводится
предварительный,
промежуточный и итоговый контроль.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.
2. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.
3. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке /
Н. С. Боголюбов. — М., 1986.
4. .Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987.
6. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном
творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.
7. Майкл Сендерс «Рисуем гуашью» Серия «Уроки живописи». Перев. С англ.
Ответст. редактор Е. Зуевская. 2007. 48 с.
8. Уильям Ньютон «Акварельная живопись» Серия «Уроки живописи». Перевод с
англ. Ответств. редактор Е. Зуевская.2007.48 с.
9. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков;
под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.
10. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество /
В. С. Щербаков. — М., 1969.
11. Энциклопедия рисования / Авт. – сост. М. В. Адамчик – Минск; Харвест, 2010. –
128 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. Порте П. Учимся рисовать от А до Я./ Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО
«ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 64с.
2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 64с.

Нормативно-правовое обеспечение
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31.07.2020 № 304-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон«Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования до 2030 года»
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённый
приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196»;
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г.«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем дополнительного образования» №469.
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
7.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 №882/391 «Об организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
9.
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в
Минюсте России 28.08.2018 «№ 52016;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;

11. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015№09-3242«О направлении информации (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
12. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
13.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
14.Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от
16.09.2021 № 3.12-1170-з
«Об
утверждении методических
рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
15.Устав МБОУДО ДДТ с. Стародубское.

2.6.

Приложения.

Промежуточный тест 1 года обучения.

1. Человек, создающий

произведения искусства – а)
учитель б) художник в)
продавец
2. Вставь подходящие по смыслу слова.

Карандаш – это предмет, которым
Художник – это человек, который
Подчеркни лишнее слово: бумага, карандаш,
краски, скульптура.

3. Изображение, выполненное от руки с помощью

графических средств – а) рисунок б) аппликация в)
живопись
4. Определи три основных цвета –

а) зеленый, белый, красный б)
зеленый, синий, красный в) зеленый,
белый, синий
6 . Какой цвет получится, если смешать
жёлтый и синий? а) зелёный б)
коричневый в) фиолетовый
5. Дай определение пейзажа –

а) изображение природы в различных состояниях;
б) изображение дерева на линии горизонта; в) рисунок дома.
6. Украшение, узор и сочетание геометрических, растительных и

животных элементов ритмически повторяющихся - это:
а) узор б) картина в) орнамент
7. Воображаемая линия, которая

отделяет небо от земли - а) горизонт б)
штрих в) граница
8.В какой росписи используются только

белая и синяя краски? А) Хохломская б)
Городецкая в) Гжель г) Дымковская
1. Сколько цветов можно выделить в радуге?

а) 5 б) 7 в) 9 г) 13
2. Как в рисунке называется линия отделяющая небо от земли:

а) линия талии б) линия фронта в) линия горизонта
3. Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного

искусства?
а) графика б) скульптура в) кино г) живопись

4. Как называют картины, на которых изображена природа?

а) натюрморт б) бытовой в) пейзаж
5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного

цвета, относят к …
а) графике б) живописи в) орнаменту
6. Как правильно нарисовать бабочку?

а) попросить друга б) при
помощи осевой линии в)
обвести образец через стекло
7. Как называют картины, на

которых изображены различные
предметы обихода, фрукты,
цветы?
а) пейзаж б) портрет в) завтрак туриста г) натюрморт
8. Какой цвет является тёплым:

а) серый б) фиолетовый в) синий г) жёлтый

Итоговый тест 2 года обучения.
1. Как называется вид деятельности с бумагой, ножницами, клеем?
Лепка, аппликация, рисование
2. Как называется вид деятельности с пластилином:
Лепка, аппликация, рисование
3. Выбери что нужно для выполнения аппликации?
А.
цветные
карандаши,
альбом, ножницы Б. цветная
бумага, ножницы, клей ,
альбом
В. цветная бумага, цветные карандаши, клей
4. Выбери что нужно для лепки?
А. клеенка, пластилин, вода

Б.
клеенка,
пластилин, салфетки
В.
клеенка,
пластилин, ножницы
5. Выбери части тела животного?
А. усики, туловище, голова,
крылья, лапки Б. туловище
,лапы, уши, голова, хвост
В. усики, руки, голова, крылья, ноги
6. Выбери части тела человека?
А. туловище, руки, ноги, голова, хвост
Б. туловище ,лапы, уши,
голова, хвост В. туловище,
руки, ноги, голова, шея


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».