2
Содержание программы:
1. Комплекс основных характеристик программы ............................. 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы… ..............................................................5
1.3. Учебный план… ................................................................................. 5
1.4. Содержание программы ...................................................................... 7
1.5. Планируемые результаты .................................................................. 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий....................... 14
2.1. Календарный учебный график........................................................... 14
2.2. Условия реализации программы........................................................ 14
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы… ...................... 14
2.2.2. Кадровое обеспечение программы…………………………………14
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение .................................. 14
2.3.Формы аттестации ............................................................................... 16
2.4.Оценочные материалы…………………………………………………16
2.5.Список литературы ............................................................................... 16
2.6.Приложение……………………………………………………………..18
3
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм обучения, минимальную
сложность содержания программы.
Актуальность.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа
поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных
социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать
некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями,
уходящими корнями в толщу народных верований. Наша задача - возродить
исконно русские традиции и обычаи. Мы должны воспитать людей
высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством
гражданского долга и любовью к Родине.
Обучающиеся, занимающиеся в объединении, должны больше узнать об истории
родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка.
Уровень сложности – стартовый.
Отличительные особенности программы заключаются в опоре на
современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических
ресурсов, знакомство с современными технологиями воспитательной работы в
условиях дополнительного образования.
В основу данной программы положены календарно-традиционные праздники и
обычаи русского народа, взятые в том виде, в каком они существуют сейчас, в
живой культуре – как синтез древнейших фольклорных форм и возрожденных
православных устоев бытия.
Обучать
ручному
труду,
изготовлению
сувениров
и
поделок
к народным и календарным праздникам, обращаясь к народным ремёслам, не
исключая влияния моды и наличия современных материалов. Такая программа
будет способствовать восстановлению самой главной общественной ценности семьи.
Адресатом программы являются дети 7 – 14 лет. В данном возрасте
ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено
стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен
на
достижение
положительных результатов в новой социальной роли - учащегося. Это качество
очень важно для формирования художественной культуры, творческого
потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности. Учебная деятельность
в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов
непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети
7 - 14 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Младший и средний школьный возраст –
возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны
новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему
коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет
4
ряд серьёзных требований к учащемуся. Всё это решающим образом сказывается
на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу,
к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю,
расширяет круг интересов, развивает способности. В этом возрасте у детей
закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение
моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
1год
обучения
2год
обучения
Итого
Продолжит Кол-во
ельность
занятий
занятия,
В неделю
2
2
Колво
часов
в
неделю,
4
2
3
6
Кол-во
недель
Кол-во
часов в
год,
ч
36
144
36
216
72
360
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3
раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216
часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия
проходят в форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности.
Набор детей осуществляется на добровольной основе – по выбору и желанию
ребят и их родителей. Количество детей в группе – 10 человек. Возраст детей от
7 – до 14 лет. Занятия длятся 45 минут, затем 15 минут перерыв.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
– групповая (количество детей в группе 10);
– индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса в том, что занятия
проводятся с детьми разного возраста в разновозрастных группах. Состав группы
постоянный, не изменяется на протяжении всего срока реализации программы.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
проявление уважения к личности;
5
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
умение смотреть на проблему глазами ребенка;
Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при
которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично
к нему.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для активного приобщения детей к
культурным традициям русского народа и содействие на этой основе
формированию у них национального самосознания.
Задачи:
Предметные:
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей.
- познакомить детей с бытом, традициями и обычаями русской культуры,
сфольклорными
произведениями, национальным
бытом, обрядами
праздников.
- создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов,
потешек, хороводных игр.
- ознакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным
играм, праздничным обрядам.
Метапредметные:
- учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
- учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Личностная:
-формировать у детей уважительное отношение к народной культуре,
традициям, обычаям русского народа, народному творчеству; развивать навыки
общения, культуры поведения в среде сверстников; воспитание усидчивости,
аккуратности, ответственности.
1.3. Учебный план.
1 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Введение. Инструктаж
по ТБ
(144 часа, 4 часа в неделю)
Количество часов
Формы контроля по разделам
Всего теория Практика
2
Знакомство, тесты, игры.
2
Раздел 1. «Мир русской деревни» 47 ч.
1.1.
1.2.
Выйду на улицу, гляну
на село.
Крестьянский дом
15
5
10
10
2
8
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
6
1.3.
1.4.
1.5
Печь нам мать родная
Своя избушка – свой
простор
Итоговое занятие по
теме «Мир русской
деревни»
10
10
2
2
8
8
2
2
0
Игры, репетиции.
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Раздел 2. «Русский фольклор» 47 ч.
2.1
2.2
2.3
2.4
Детский фольклор
Игровой фольклор
Потешный фольклор
Народный календарь
10
10
10
15
2
2
2
5
8
8
8
10
2.5.
Итоговое занятие по
теме «Русский
фольклор, мифы и
легенды».
2
2
0
8
2
6
10
14
2
2
8
12
6
8
2
2
4
6
2
2
0
144
40
104
Игры, репетиции.
Игры, репетиции.
Игры, репетиции.
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Раздел 3. «Русские традиции»48 ч.
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5
3.6
Земля-кормилица.
Ремесла.
По одежке встречают
Всякая душа празднику
рада
Большая родня
Декоративноприкладное искусство
(лепка, роспись,
природные материалы)
Итоговое занятие по
теме «Русские
традиции».
Итого
2 год обучения
№ п/п Название раздела, темы
Введение. Инструктаж
по ТБНачальная
диагностика.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Игры, репетиции.
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Итоговый тест, иговая деятельность.
(216 часов, 3 раза в неделю)
Количество часов
Формы контроля по разделам
Все Теория
Практик
го
а
0
Тестовые задания, игровая деятельность.
2
2
Раздел 1 «Осень - жница» 30 ч.
1.1.
Оспожинки праздникхлеба.
8
2
6
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
7
1.2.
Семенов день.
10
2
8
1.3.
Кузьминки - по лету
поминки.
Итоговое занятие по
теме «Осень – жница»
10
2
8
2
0
2
1.4
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Раздел 2 «Мир русской игрушки» 74 ч.
2.1.
Что же такое кукла?
18
4
14
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
2.2.
Виды традиционной куклы
20
10
10
2.3.
Русские народные игрушки
16
4
12
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
2.4.
Изготовление обрядовой
куклы
18
6
12
Самостоятельная творческая работа.
2.5
Итоговое занятие по теме
«Мир русской игрушки»
2
2
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Раздел 3 «Делу - время, потехе - час» 110 ч.
3.1.
Игрища. Игрищенские
песни.
54
10
44
Презентация, подбор и просмотр литературы
по теме, творческая работа.
3.2.
Страшные (чудные) вечера.
32
6
26
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
3.3
Круга.
22
6
16
Итоговое занятие
«Традиции русских
людей».
2
2
Беседа, презентация, обсуждение
пройденного материала.
Итоговый тест, игровая деятельность.
216
56
Итого
160
1.4. Содержание программы
1 года обучения
8
Вводное занятие
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными
разделами и темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1. «Мир русской деревни»
Тема 1. «Выйду на улицу, гляну на село» Теория: Различные типы поселений
на Руси.Практика:
Показ презентации "Русская деревня: жизнь, быт, традиции, народные
промыслы". Осенние посиделки.
Тема 2. «Крестьянский дом»
Теория: Зачем человеку дом? Русское деревянное зодчество.
Практика:
Рисование дома с убранством. Проигрывание обряда «Влазины»
Изготовление куклы-домовенка Тема 3. «Печь нам мать родная»
Теория: Печь как наиболее значимый элемент жилища.Практика:
Сбор материала о поверьях и обрядах, связанных с печью. Выставка «Печная
утварь».
Тема 4. «Своя избушка – свой простор»Теория: «Убранство русской избы»
Практика:
Рисование посуды с росписью.
Раздел 2. «Русский фольклор, мифы и легенды»
Тема 1. «Детский фольклор». Теория:
Знакомство с устным фольклором. Прибаутки как жанр фольклора, их место в
жизни детей. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни
детей. Небылицы, дразнилки, скороговорки, молчанки. Их назначение,
особенности
данного
вида творчества. Колыбельные песни, сказки
(докучные сказки), сказки с музыкальными припевками.
Практика:
Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала
посиделок. Освоение песенного
материала посиделок и его реализация в
досуговых формах осенних посиделок в праздниках Покрова, Кузьмы-Демьяна.
Разучивание песен-небылиц и их обыгрывание. Разучивание музыкальных
скороговорок. Освоение
святочного
репертуара
с
последующим
исполнением
на
Рождество, Васильев вечер, Крещение. Освоение
масленичного
репертуара, веснянок. Разучивание музыкальных молчанок.
Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Тема 2. «Игровой фольклор»
9
Теория: Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом
действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу;
музыкальные припевы в играх, их особенности. Считалки как вид народного
творчества, их назначение.
Практика:
Разучивание
игр;
работа
над
выразительным
исполнением.
Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике,
жеребьевок, игровых песен с припевами.
Раздел 3. «Русские традиции».
Тема 3. «Потешный фольклор»
Теория: Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика:
Разучивание
слов, работа над выразительным исполнением. Освоение
песенного материала посиделок.
Тема 4. «Народный календарь»
Теория: Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Древнее
происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих
физический труд и помогающих ему. Мужские, женские и детские жнивные
песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к
труду, его идеализация в фольклоре. Разновидности жнивных песен.
Разнообразие
жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени,
величальные,
виноградья, подблюдные. Образное содержание, народная
символика.
Практика:
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Разучивание
слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен русского народа; их
выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво». Разучивание слов и
мелодий колядок. Разыгрывание обряда «коляда». Разучивание слов и мелодий.
Работа над выразительным исполнением.
Разыгрывание масленичных гуляний. Разучивать песни, заклички, которые
соответствуют календарному времени: жнивные песни, колядки, масленичные
заклички, веснянки и др.
Раздел 3. «Русские традиции» Тема 1. Земля-кормилица. Ремесла. Теория:
Почему земля – кормилица? Практика:
Составление презентации: «Хлеб – основа жизни» и « Земледелие». Подбор
пословиц о хлебе, приметы, верования. Рассказы учащихся о вспашке, севе, жатве,
молотьбе, помоле.
Тема 2. «По одежке встречают». Теория: Из истории русской одежды.
Практика:
10
Изготовление элементов одежды. Подготовка сообщений: «Поверия, обычаи,
обряды, связанные с шитьем». «Виды женской и мужской одежды в разных
губерниях». «Головной убор». «Роль одежды в жизни человека».
Тема 3. «Всякая душа празднику рада».
Теория: Теоретические сведения о праздниках осени, обычаи,
обряды. Октябрь – «Осенины», праздник Воздвижения (Капустинские
посиделки). Ноябрь - «Покров», «Заповедный леший день», «Осенние ярмарки».
Устный фольклор: пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, шутки,
скоморошины. Музыкальный фольклор: « «Золотые ворота», «Вью я
капусточку»,
«Осень». Музыкально – фольклорные игры: «Ткачиха», «Месим тесто».
Театрализация: представление «Осенние посиделки». Пришла коляда - отворяй
ворота Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках,
обычаях, обрядах. Ноябрь – «Кузьма и Демьян», Декабрь – «СпиридонСолнцеворот», «Святки».
Устный фольклор: загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.
Музыкальный фольклор: колядки «Сею – вею, посеваю, с Новым годом
поздравляю». Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза». Заклички как
жанр фольклора, их назначение и виды.
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы - начала
весны, обычаях, обрядах. Январь – «Рождество», «Крещение». Февраль –
«Масленица». Март - «Сороки», «Встреча весны», «Пасха».
Устный фольклор: заклички, попевки, колядки, дразнилки, голосянки, сказки,
небылицы. Музыкальный фольклор: « В хороводе были мы», «Прялица», «Макмаковистый». Музыкально – фольклорные игры: «Марома», Народный
календарь
– праздники весны и лета, обычаи, обряды. Апрель – «Красная Горка»,
«Благовещенье» (встреча весны). Музыкально – фольклорные игры: «Ручеек».
Тема 4. «Большая родня»
Теория: Полна изба ребятишек.
Практика:
Подбор пословиц о семье.
Тема 5. «Декоративно-прикладное искусство (лепка, роспись,
природныематериалы)».
Теория: Декоративно-прикладное искусство. Виды ДПИ.
Практика:
Выполнение работ с элементами ДПИ.
Итоговое занятие «Культурные традиции русских людей».
2 год обучения
Тема: Введение. Инструктаж по ТБ
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и
темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
11
Тема 1.Оспожинки - праздник хлеба.
Теория: Беседа на тему «Праздник хлеба»
Практика: Обряд чествования Богородицы.
Тема 2: Семенов день.
Теория: Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника,
основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века)
Практика: Рисование узоров тканых полотен, иллюстрации пословиц
Тема 3: Кузьминки - по лету поминки.
Теория: Кузьминки.
Практика: (с помощью родителей) накрыть праздничный стол угощениями.
Тема4: Итоговое занятие по теме «Осень – жница»
Практика: разгадывание викторины.
Тема 5: Что же такое кукла?
Теория: Что же такое кукла? На этот вопрос можно ответить по-разному.
Толковый словарь С. Ожегова объясняет: кукла - это «детская игрушка в виде
фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов и искусствоведов,
кукла-это любая фигурка человека, даже если она и не является детской
игрушкой. Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на
протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений.
Практика: рисование кукол и других игрушек.
Тема 6: Виды традиционной куклы.
Теория: Соломенная кукла (дожинальная, коляда, стригуша); травяная (мокрида,
кукушка); лыковая (стригуша, звери); берестяная; крестец (масленка,
Масленица);скрутка; набивная или насыпная.
Практика: оформление презентации «Русская народная кукла»
Тема 7: Русские народные игрушки.
Теория: Виды игрушек, способы изготовления, их значение. Практика:
изготовление игрушек из подручного материала.
Тема 8: Изготовление обрядовой куклы.
Теория: Выбор куклы, объяснение способа изготовления.
Практика: изготовление куклы.
Тема 9: Итоговое занятие по теме «Мир русской игрушки»
Практика: Выставка игрушек с демонстрацией.
Тема 10: Игрища. Игрищенские песни.
Теория: Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повада, посиделки,
посидки, сборище, субботка) - форма проведения молодежных собраний во
время Святок.
Практика: игры на тему праздника
Тема11: Страшные (чудные) вечера.
Теория: Сочельник. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер,
Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.
Практика: Святочные гадания, обряды.
Тема 12: Круга.
Теория: Неделя «семиковая», «русальная», «зеленая».
12
Считалки.
Практика: разучивание считалок и игры с ними.
Тема13: Итоговое занятие по теме «Делу - время, потехе - час»
Практика: конкурс пословиц.
Тема14: Итоговое занятие «Традиции русских людей»
Теория : Защита проектов.
1.5. Планируемые результаты
В результате изучения программы 1 года обучения учащимися будут достигуты
следующие предметные результаты:
1. будут знать типы поселений на Руси и их особенности, как устроен крестьянский
дом;
2. познакомятся с детским фольклором;
3. узнают основные русские традиции и обряды.
Метапредметные:
Учащиеся будут уметь исполнять малые фольклорные жанры, делать поделки из
природных материалов, изготавливать игрушки.
Личностные:
Научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
В результате изучения программы 2 года учащимися будут достигуты следующие
предметные результаты:
Научатся исполнять обряды, изготовлять обрядовую куклу, научатся играть в
русские народные игры.
В результате освоения программы «Традиции русской культуры» учащиеся освоят
следующие компетенции и получат личностные результаты:
1. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной
принадлежности;
2. Уважительное отношение к истории и культуре, как своего народа, так и
других народов;
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
иразвивающемся мире;
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
втом числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5. Этетические потребности, ценности и чувств;
6. Установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации
к творческому труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к материальным и
духовным ценностям.
13
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
1) формирование
знаний,
понимание
и
принятие
личностью
ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные:
1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к
иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию
и отображать предметное содержание и условия деятельности.
2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества.
7. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения
Дата начала Дата
занятий
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
дней
Количество
часов
Режим
занятий
1
02.09.2024
36
72
144
Пон. 14.0016.00
Ср. 14.0016.00
31.05.2025
14
2
02.09.2025
31.05.2026
36
108
216
Пон.16.0018.00
Среда16.00
-18.00
Четверг16.0
0-18.00
2.2.Условия реализации программы.
2.2.1.Материально-техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Мольберты;
5. Столы-6 шт. и стулья-11 шт;
6. Шкафы для хранения материала-1 шт.;
7. Витрины для выставок- 2 шт.;
8. Информация по технике безопасности;
9. Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация о
последних достижениях ТО)
10. Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень квалификации
педагога, краткая характеристика ТО, достижения, расписание)
Мебель удобно и правильно расположена, с левосторонним светом.
2.2.2. Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Традиции русской
культуры» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим
высшее образование, соответствующее художественной направленности
отвечающих
профессиональному
стандарту
по
должности
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (в соответствии с Приказом
Минтруда РФ от 22. 09.2012 №652н).
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия (тематические
подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребенка,
соответствующие современным научным воззрениям; материал должен быть
доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы, картины,
иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для занятий.
Раздаточный материал – бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы,
трафареты, разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши, фломастеры,
краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета - Кабинет отвечает санитарногигиеническим нормам.
15
Методы обучения:
Словесные: рассказ, объяснение, поощрения,
Наглядные: демонстрация инструментов, народных костюмов, предметы быта.
Практические: игра на народных инструментах (ложки), пение музыкального
материала (песен, закличек, игровой фольклор), народный танец, метод
создания ситуации успеха.
Аналитические: наблюдение, анкетирование, опрос, самоконтроль, самоанализ.
Методы воспитания: беседа, пример, стимулирование, убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная,
фронтальная.
Формы организации учебного занятия: занятие-путешествие, занятие-игра,
практическое занятие, репетиционное занятие, викторина, интегрированное
занятие, концерт.
Элементы педагогических технологий: педагогическое общение, оценка,
похвала, игровая технология, творческая.
Типы занятий:
1.занятие комбинированного типа;
2.занятие творческого типа.
Виды занятий:
1.лекционное занятие; 2.практическое занятие.
Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов
обучения
и
воспитания
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по показателям:
I. Теоретическая подготовка ребёнка
II. Практическая подготовка ребёнка
III. Обще-учебные умения и навыки ребёнка
IV. Развитие и воспитание детей
Целью промежуточного контроля воспитанников является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе
обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как
контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс,
игра-путешествие, тест, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города,
области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении
заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные
ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
Год обучения
Вид контроля
Месяц
16
1 г.о.
Предварительный контроль
Сентябрь
Май
2 г.о.
1 промежуточный
контроль
2 промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Декабрь
Май
2.4. Оценочные материалы:
Сентябрь – предварительный (вводный), где можно определить с какими
знаниями и навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра, творческое
задание.
май – декабрь - промежуточный (текущий), определяющий степень усвоения
материала. На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы
скорректировать программу. Форму аттестации выбирает педагог - народный
праздник,
календарный
праздник, вечерка,
концертная
программа,
тестовые задания. Народные праздники отражают уровень практических
навыков, т.е. как дети умеют общаться с аудиторией, объяснить игру,
вовлечь слушателей в обрядовое действо.
Мониторинги содержат перечень заданий, направленных на выявление таких
качеств как:
- самостоятельность;
- инициативность и творчество;
- осознание значимой деятельности;
- соблюдение культуры поведения;
- самооценка;
- стремление к совершенствованию.
Уставом организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам
прохождения
дополнительной
общеразвивающей программы.
Диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации
составляются педагогом д/о.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются контрольные
задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты, устанавливающие
уровень освоения образовательной программы, выставка, защита проекта.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении каждого года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью
установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным
целям и планируемым результатам проводится предварительный,
промежуточный и итоговый контроль.
2.5. Список литературы
1. Александрова Л. А. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2003.
2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003.
8. Бабина
Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении
кроссвордов. – Воронеж 2000.
9. Балашов М, Е. Костюм Киевской Руси. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
5.Блинова Г.П. Русские народные праздники – М,: Вузовская книга, 2000
6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
17
2. Воробьёва О.Я. Декоративно
– прикладное творчество. Традиционные
народные куклы. – Волгоград, 2009.
3. Грачёва Г.В.
Альбом поделок мастерицам. М., 1989
4. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе
непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000.. – Волгоград,
2009.
5. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству: работа с солёным тестом,
аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток
6. Искунина М.К. Приятные сюрпризы к праздникам. М., 1989.
7. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль, 2000.
8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: «Просвещение», 1993.
9. Кискальт И. Солёное тесто. М., 2002.
10. Князева О.Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
11. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. – М., 1991.
12. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово.
1998.
1.
2.
3.
4.
Литература рекомендуемая для обучающихся и родителей:
Антонов Ю.Е. Левина Л.В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003
Бондарь Е.Ю. Герук Л. Н. 100 поделок из яиц. Ярославль, 2000
Искунина М.К. Приятные сюрпризы к праздникам. М., 1989.
Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль, 2000.
1.
2.
3.
4.
Видеоматериалы:
Русский народный костюм.
Русские народные промыслы.
Сокровища народного творчества.
Видеоматериалы с праздников и различных мероприятий объединения.
Нормативно-правовое обеспечение
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования до 2030
года»
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. «Об утверждении
18
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»
№469.
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
7.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391 «Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9.
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 «Об
утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018
«№ 52016;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
14.
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от
16.09.2021 № 3.12-1170-з «Об утверждении методических рекомендаций по
проектированию
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
15. Устав МБОУДО ДДТ с. Стародубское
1.
2.
2.6. Приложения
Вопросы к промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения
В каких народных праздниках ты принимал участие?
Что ты сам можешь сделать для подготовки и проведения народных
праздников: Масленицы, Красной горки?
19
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Какую народную игру ты можешь провести с дошкольниками или
шестилетками?
Назови любимый народный праздник твоих родителей, бабушки,
дедушки?
Какой подарок ты можешь приготовить для мамы, бабушки, своих
знакомых, друзей к Новому году или ко дню рождения?
Что интересного для себя ты узнал о народных праздниках?
Какие народные игры тебе больше нравятся?
Какие народные праздники ты знаешь?
Какие народные праздники ты хочешь, чтоб были проведены в
следующем учебном году?
Тесты для учащихся 2 года обучения.
1. Человек, умеющий класть печь.
а) Пекник;
б)
печекладочник;
в) печник.
2. Знак, символизирующий у славян солнце.
а) Квадрат;
б)
треугольник;
в) круг.
3. Первоначальная дата празднования Нового года.
а) 1 марта;
б) 1 июня;
в) 1 января.
4. Месяц, названный в честь императора Гая Юлия Цезаря.
а)
Июнь;
б)
июль;
в) май.
5. Короткая, состоящая из двух или четырех строчек, шутливая песенка.
а)
Шутилка;
б)
частушка;
в)
веселушка.
6. Протяжные ласковые песни для маленьких детей.
а) Баюкалки;
б) ласкалки;
в) колыбельные.
7. Из какого материала плели лапти?
а) Из коры
дуба; б) из
коры ивы;
в) из лыка и бересты.
20
8. Чем покрывали мастера деревянные изделия для придания им цвета?
а)
Маслом;
б)
дегтем;
в) морилкой.
9. В какой росписи применяются термины «купавка», «розан»?
а)
Гжельская;
б)
городецкая;
в) дымка.
10. С какой матрешки мастера начинают изготовление?
а) С
большой; б)
с маленькой;
в) средней.
11. В каком веке и где появилась первая матрешка?
а) В конце XIXвека в
Абрамцево; б) в конце XVII
века в Кустодиеве; в) в конце
XX века в Ясной Поляне.
12. По эскизу какого художника была сделана первая матрешка?
а) Сергея
Малютина; б)
Ивана Стрельца;
в) Петра Первого.
13. Дополните словосочетание «Золотая...»:
а) Гжель;
б)
Хохлома;
в)
Городец.
14. В каких областях изготавливали
матрешек? а) Полково-Майдан, Загорок,
Абрамцево, Семеново; б) Иваново, Дымково,
Жостово;
в) Филимоново, Богородское, Мстера
15. В каких областях велось изготовление лаковой живописи?
а) Гжель, Хохлома;
б) Дымково, Иваново;
в) Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
16. Какую роспись называют «сине-белым чудом»?
а)
Жостово;
б)
Хохлому;
в) Гжель.
17. Какой был первоначально покрой рубах?
21
а) Без рукавов;
б) с рукавами до запястья;
в) с рукавами, значительно длиннее рук.
18. Наши предки:
а) верили в магическую силу игрушек;
б) не придавали значения «злым» и
«добрым» силам; в) использовали игрушки
только для забавы.
19. Матрешка:
а) изготовлена из глины;
б) изготовлена из пластмассы;
в) выточена из деревянного бруска.
20. При изготовлении тряпичной куклы:
а) лицо никогда не
рисовали; б) лицо
рисовали обязательно;
в) лицо могли рисовать, либо не рисовать - в зависимости от желания.
21. Согласно известной поговорке, что являлось главным на столе русских
людей?
а) хлеб;
б) мясо;
в) фрукты, овощи.
22. Главным угощением на Руси в праздник
Масленицы были: а) конфеты;
б)
блины;
в) каша.
23. Самовар изобрели:
а)
во
Франции; б)
в Германии;
в) в России.
24. В давние времена на Руси:
а) жениться или выходить замуж было
необязательно; б) семью иметь было
необходимо;
в) заводили семью в крайнем случае.
25. Домашнее хозяйство в семье вела:
а) хозяйка
дома; б) глава
семьи;
в) старшая дочь или старший сын.
26. Самые ранние сведения о русских сказках относятся:
а) к Х в.;
б) к XII
в.; в) к
XV в.
27. В древние времена былины исполнялись:
а) под аккомпанемент гуслей;
22
б) без музыкального
сопровождения; в) под
аккомпанемент гармони.
28. Сказителями называли:
а) людей, которые рассказывали сказки;
б) людей, которые сочиняли и рассказывали интересные
истории; в) знатоков, которые знали и исполняли
эпические песни.
29. Преданиями принято называть:
а) рассказы о событиях, которые происходили на самом деле с жителями Древней
Руси;
б) сказки, которые были придуманы народом, но не имели место быть в настоящей
жизни.