1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик ДОП
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание учебного плана
1.4 Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое оснащение программы
2.2.2. Кадровое обеспечение программы
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Список литературы
2.6. Приложения
Приложение 1 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ для организации
отдыха детей и их оздоровления
Приложение 2 Диагностика
2
2
3
4
4
5
6
6
6
7
7
8
8
14
15
15
18
18
34
2
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Сундучок
творчества» имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана в рамках реализации Национального проекта
«Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Актуальность данной программы базируется на основе собственного
педагогического опыта. Для успешной самореализации и развития личности ребенка
в условиях организации отдыха детей и их оздоровления необходимо повышение
качества воспитательного ресурса за счёт обновления и расширения форм, методов и
технологий работы с детьми, эффективного взаимодействия всех участников
процесса воспитания, родителей и социальных партнёров в реализации инклюзивных
программ. Инклюзивное образование предполагает активное включение детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду сверстников, не имеющих
таких ограничений.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 12
лет. Оптимальное количество детей –15/20 человек.
Объем и сроки освоения программы:
Продолж Кол-во
КолКол-во Кол-во
Период
ительно занятий
во
недель часов в
сть
в
часо
год,
занятия неделю
в
ч
недел
ю,ч
1 месяц
1
6
6
4
24
Срок реализации: По продолжительности программа является краткосрочной,
т.е. реализуется в течение 1 месяца.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют
директор МБОУДО ДДТ с. Стародубское, старший воспитатель, воспитатель.
Форма обучения: очная.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности:
интегрированная.
Формы и методы обучения
3
Формы: групповая, индивидуальная, парная.
Программа реализуется с группой обучающихся на аудиторных занятиях
(образовательные интенсивы, опыты, эксперименты, мастер-классы, диспуты и пр.),
а также на внеаудиторных занятиях на других образовательных площадках.
Методы:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной
целью);
• Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и
спортивной деятельности);
• Методы здоровьесберегающей технологии (выполнение режимных моментов,
правильная организация занятий, чередование видов деятельности,
смехотерапия, утренняя танцевальная разминка, самомассаж,
спортчелленджи);
• Традиционные методы (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков,
плакатов, праздники, экскурсии и т.д.);
• Метод стимулирования поведения;
• Методы информационно-коммуникационной технологии.
Тип и формы проведения занятий
Формы проведения занятий:
•
теоретическое (беседа);
•
комбинированное (сочетание теории и практики);
•
соревнование;
•
электронное обучение с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
•
групповая (работы в группах);
•
по подгруппам (малыми группами);
•
индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
•
фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
•
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы).
1.2 Цель и задачи программы
Цель данной программы: организация содержательного досуга и занятости
детей и подростков, способствующего самореализации, развитию творческих
способностей.
Задачи программы:
Личностные:
- научить работать в команде, презентовать результат своего труда;
- научить критическому мышлению;
- воспитывать личностные качества – ответственность, целеустремленность;
4
- сформировать навыки дисциплинированного поведения на занятиях и культуры
общения в коллективе;
- дать знания о профессиях.
Метапредметные:
- развить творческие способности детей;
- учить осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве
Интернета;
- сформировать коммуникативные навыки, учить работать в группах
Предметные:
- научить детей работать с информацией, делать презентацию
- учить проводить проектную работу.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
1.
Сплочение
4
0,30
2.
Безопасность — это
важно
3
1
3.
Мы таланты
4
1
4.
Мы за здоровый образ
жизни
4
1
5.
Юные экологи
4
1
Формы
Практика аттестации/кон
троля
3,30
Анкетирование
Наблюдение
опрос
2
Наблюдение
Выставки
готовых работ
учащихся
3
Наблюдение
Обсуждение
Выставки
готовых работ
учащихся
3
Наблюдение
Выставки
готовых работ
учащихся
3
Наблюдение
Обсуждение
Выставки
готовых работ
учащихся
5
6.
Мир увлекательных
идей
4
1
3
7.
Отчётный концерт
1
0,30
0,30
24
6
18
Всего часов:
Наблюдение
Выставки
готовых работ
учащихся
Творческий
отчет
1.3.2. Содержание учебного плана
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления образования, воспитания.
Основная идея программы - предоставление возможностей для раскрытия
творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала
детей и подростков, благодаря различным направленностям представленных в
программе.
Раздел 1.
«Сплочение» (четыре занятия) - комплекс занятий, рассчитанных на детей от 6,5 до
13 лет. Занятия этого блока направлены на знакомство участников коллектива между
собой. Блок полностью интерактивный и состоит из игр и упражнений, позволяющих
открыться каждому ребёнку, при этом узнав особенности характера других.
Цель блока: сплочение детского коллектива.
Основные задачи:
• знакомство участников между собой;
• поиск каждого участника места в коллективе;
• формирование умения работать в команде;
• преодоление психологического барьера внутри коллектива.
Теория. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной
безопасности. Режим работы, график занятий. Правила поведения на улице во время
движения к месту занятий и обратно домой.
Практика. Вводное анкетирование. Инструктаж по охране труда для обучающихся.
Тренинг.
Раздел 2. Безопасность — это важно
Теория. Раскрыть понятия безопасности. Правила первой медицинской помощи.
Практика. Интерактивные викторины. Конкурсы рисунков. Интеллектуальные
турниры.
Раздел 3. Мы таланты
Теория. Знания о гранях искусства.
6
Практика. Конкурсы рисунков. Интеллектуальные марафоны. Интерактивные
викторины. Интеллектуальные игры. Театрализованные постановки.
Раздел 4. Мы за здоровый образ жизни
Теория. Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика. Конкурсные программы. Спортивные игры на спортивной площадке.
Эстафеты.
Раздел 5. Юные экологи
Теория. Экологическая безопасность, правила поведения в природе.
Практика. Творческие игры. Творческие мастерские. Заочные путешествия.
Турниры знатоков. Маршрутные игры.
Раздел 6. «Мир увлекательных идей» (четыре занятия) - комплекс мастер-классов.
Блок полностью интерактивный и рассчитан на организацию четырёх мастер-классов,
с учётов возрастных особенностей детей.
Целью блока: снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Основные задачи:
• развитие фантазийного мышления и навыков рукоделия;
• воспитание личной, гражданской и творческой активности;
• формирование чувства самоконтроля.
Раздел 7. Отчётный концерт.
Практика. Творческие конкурсы.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- умение работать в команде и умение презентовать результат своего труда;
- наличие высокого познавательного интереса обучающихся;
- умение использовать критическое мышление, чтобы определять недостоверную
информацию, находить несоответствие;
- воспитают личностные качества – ответственность, целеустремленность;
- сформируют навыки дисциплинированного поведения на занятиях и культуры
общения в коллективе;
- получат представления о профессиях, что поможет им в выстраивании
профессиональной траектории.
Метапредметные:
- разовьют творческие способности и специальные качества (исследовательские
навыки, компетенции);
- научатся осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
7
информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве
Интернета;
- сформируют коммуникативные навыки (работа в группах);
- основные универсальные умения информационного характера: постановка и
формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выбор
наиболее оптимальных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий.
Предметные:
- получение навыка работы с информацией;
- получение навыка презентации;
- научатся проводить проектную работу.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Дата
Год
начала
обучени обучения
я
по
программе
2025
01.07.2025
Дата
Всего
окончания
учебных
обучения по
недель
программе
24.07.2025
4
Количест
во
учебных
часов
Режим занятий
24
6 раза в неделю
по
1
академическом
у часу
2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Для реализации программы необходимы материалы и оборудование:
Кукольный театр;
Коврики гимнастические
Карандаши, краски, кисточки, фломастеры, альбомы, ножницы, цветная
бумага, гофрированная бумага, клей, ткань,
Дорожные знаки;
DVD, Караоке, микрофоны;
Мешки для мусора, резиновые перчатки;
Костюмы сказочных героев;
Мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные, легкие надувные, мячипрыгуны;
Скакалки, кольцеброс, бумеранги, кегли, мешки для бега, обручи, «Гольф»,
«Хоккей»;
Ленточки, повязки, палочка-догонялочка для подвижных игр;
8
• Книги, картинки, иллюстрации;
• Маски птиц, бумажные птицы для кукольного театра;
• Призы, дипломы, жетоны.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования. Среднее профессиональное образование
- программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой
учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное
профессиональное
образование
профессиональная
переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или
преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии
педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое
образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена
после
трудоустройства.
Рекомендуется
обучение
по
дополнительным
профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже
чем один раз в три года. Отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
2.2.3.
Информационно-методическое обеспечение
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы: государственный язык Российской Федерации русский.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации программы: реализация в двух образовательных
пространствах - в помещениях МБОУДО ДДТ с. Стародубское и столовой МБОУ
СОШ с. Стародубское.
Условия формирования группы. Набор в группу производится по желанию
обучающихся с обязательного согласия (по заявлению установленного образца)
родителей или законных представителей обучающихся.
Концептуальные подходы программы
Потенциал программ в освоении детьми целого ряда умений, столь
необходимых им в жизни.
В их числе:
• рефлексивные умения, позволяющие оценить собственную деятельность;
• умение работать, сотрудничая со сверстниками и взрослыми;
• менеджерские умения, раскрывающиеся в способности проектировать процесс,
планировать время и ресурсы, принимать решения и прогнозировать их
последствия, анализировать собственную деятельность;
9
• коммуникативные умения, суть которых - в умении инициировать
взаимодействие с взрослыми и сверстниками – вступать в диалог, задавать
вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить
компромисс;
• презентационные умения, раскрывающиеся в умении уверенно держать себя во
время выступления; в артистизме; умении отвечать на вопросы и т.д.
Программа базируется на следующих принципах:
1.Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
- признание личности человека, растущего и развивающего высшей социальной
ценностью.
2.Принцип включенности в социально значимые отношения, который
предусматривает:
- обеспечение детям гарантий свободного выбора деятельности и права на
информацию;
- наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
- предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
- взаимоуважение всех участников.
3.Принцип
взаимосвязи
педагогического
управления
и
детского
самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои
поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
4. Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).
5. Принцип тематического содержания.
Система тематических дней
Основным механизмом реализации программы являются тематические дни.
Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена
определенная идея.
Тематические дни это:
- Новые смыслы мероприятий, связанные единой темой
-Игровой формат, на основе интереса, сотворчества взрослых и детей
-Совокупность познавательного и развлекательного компонентов
-Разнообразие форм на основе системного подхода
-Эффективность воспитательного процесса
Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:
10
1. Тематический день, должен предусматривать дела, способствующие
формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие
формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в
которых, учащиеся будут оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем
один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную
ценность.
2. В рамках тематических дней необходимо предусматривать организацию дел
различных:
- по содержанию деятельности: познавательные, экологические,
художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;
- по направленности - социально и личностно значимые;
- по форме организации: формы работы, в основе которых лежит
организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность;
- соревновательность, конкурсность;
- познавательная деятельность;
- организация предметно – практической деятельности;
3. Разработка тематического дня включает:
- Определение названия дня.
- Определение основных дел, их планирование и распределение поручений
на этапе их подготовки.
- Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.
- Совокупность приемов создания и поддержания эмоциональнонравственной атмосферы в течение дня.
В рамках программы, может быть, самое разное содержательное наполнение
тематических дней.
Основное содержание и механизмы реализации программы
В условиях работы программы решаются задачи качественной занятости детей, т.е.
организация их деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных
интересов и потребностей в личностно значимых сферах деятельности, направленная
на развитие детского потенциала в коллективе.
И в этом плане тема тематических дней просто неоценима, так как это направление
обладает мощным воспитательным функционалом, формируя правильные
внутренние установки личности на основе нравственности и направленность на
освоение знаний.
Важное место в программе занимает система личностного роста каждого
участника. Исходя из тематики программы, система личностного роста представляет
собой командный и личный зачёт. Победители командного и личного зачета
поощряются на торжественном закрытии смены.
Подготовительный этап
Реализация этого этапа включает:
11
- проведение совещаний при директоре по подготовке учреждения к летнему
сезону;
- разработка программы;
- подготовка методического материала для работников;
- составление необходимой документации для деятельности (план-сетка,
положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
Организационный этап
Продолжительность периода 2-3 дня.
Цель: создание условий для индивидуальной адаптации ребенка к условиям.
Основная деятельность этого этапа:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами.
Организационный этап ‒ это период адаптации ребенка и подростка к новым
условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива,
период становления коллектива. В организационный период проходит знакомство
детей, выявление интересов ребят, их способностей и лидерских качеств,
формирование группы актива. Мероприятия организационного периода направлены
на формирование положительного психологического климата в отряде.
В 1-й день начинается работа по соблюдению режимных моментов: проводится
техника безопасности, знакомство с правилами.
Формы дел:
— знакомство с программой деятельности
— инструктаж по технике безопасности;
— игры на знакомство;
— игры на общение;
— уточнение и распределение обязанностей в лагере;
— сбор-планирование;
— анкетирование, тестирование;
— индивидуальные беседы;
Результат:
— самопрезентация;
— знакомство;
— удовлетворение потребности в получении информации об особенностях
жизнедеятельности в лагере;
— установление межличностных связей;
— эмоционально-психологическая адаптация к новым условиям.
Основной этап
Цель: реализация мероприятий по направлениям: спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое; социально-нравственное; гражданско-патриотическое;
познавательно-информационное, профориентационное.
12
Деятельность программы - реализация основной идеи программы и вовлечение
детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Условия организации деятельности в основном периоде:
- деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции;
- необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в
деятельности;
- соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел;
- увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода;
- обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности;
- организовывать систематическую рефлексивную деятельность по отношению к
лагерным событиям;
- вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их;
- руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать
детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
Задачи:
— создание условий для получения детьми нового опыта самопознания и
самореализации,
— закрепление навыков общения,
— подготовка к введению детского самоуправления,
— формирование мотивации к самопознанию и самовоспитанию,
Формы дел:
— работа микрогрупп по интересам,
— игры на взаимодействие, коммуникацию,
— психологические тренинги,
— ролевые игры, игровые упражнения на выявление и отработку лидерских
качеств, предотвращение конфликтных ситуаций.
Результат:
— принятие норм, требований, правил жизнедеятельности лагеря
большинством,
— осознание организационных и коммуникативных возможностей (каждого и
коллектива в целом),
— освоение новых социальных ролей,
— достаточная мотивация к творческой, интеллектуальной, досуговой
деятельности.
Заключительный этап
Цель: подведение итогов программы, мониторинг результативности.
- подведение итогов;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ деятельности.
Задача: помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления.
Формы дел:
— отчётный концерт
Результат: рефлексия, анализ.
13
Научно-методическое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается:
Методическое обеспечение программы
• Наличие программы, планов работы, плана - сетки;
• должностные инструкции, приказ об организации работы в каникулярный
период на базе МБОУ ДО ДДТ;
• подбор методического материала в соответствии с программой;
• подбор реквизита для проведения дел.
• разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и
деятельности воспитанников, подведение итогов, обеспечение гласности
достигнутых успехов и результатов.
• составление отчетной документации по результатам реализации программы.
Методы работы:
• методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
• методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает
творчество);
• методы
импровизации
(развивает
творческую
и
практическую
предприимчивость);
• методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации
для самореализации, успешности детей);
• методы изотерапии (стимулирует творческое самовыражение; оказывает
релаксационное, сублимирующее действие);
• методы танцевальной терапии (снимает внутреннее напряжение и
стимулирует творческое самовыражение)
• методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального
опыта).
Формы работы.
• праздники;
• конкурсные программы;
• концертные программы;
• танцевально-развлекательные программы;
• спортивно-игровые программы;
• творческие мастерские;
• выставки творческих работ;
• викторины;
• экскурсии;
• индивидуально-практическая работа;
• коллективно-творческие дела.
Информационное обеспечение программы
Необходимым условием показателя эффективности реализации программы
является информационно-аналитическая работа, осуществляемая через стенд и
средств массовой информации о результатах деятельности. С целью информирования
14
родителей (законных представителей) о деятельности обучающихся ежедневно
составляется дайджест новостей на официальных страницах МБОУДО «Дом детского
творчества» с. Стародубское: ВКонтакте, Телеграмм, официальном сайте
образовательной организации. Размещается информация о планируемых
мероприятиях, о проделанной работе, что способствует вовлеченности большего
числа потенциальных участников программы, расширению форм взаимодействия,
востребованности среди населения услугами по оздоровлению и отдыху детей в
период каникул, предоставляемыми лагерем, укреплению имиджа организации.
Партнеры Программы
Участие в реализации Программы принимают следующие социальные
партнеры:
СОШ с. Стародубское
МБУК «Централизованная библиотечная система» филиал с. Стародубское
ДК с. Стародубское.
2.3. Формы аттестации
В течение обучения, учащиеся получат определённые теоретические знания и
практические умения.
Для полноценной реализации данной программы используются творческие
виды контроля: викторины, тесты, защиты творческих проектов, самостоятельной
работы учащихся.
Используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов,
выполнения обучающимися творческих заданий, участия в мероприятиях (концертах,
викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач
поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг – для отслеживания результативности можно использовать
дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы,
дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д.
Критериями оценки качества реализации программы выступают:
• индивидуальные достижения воспитанников (анкетирование «Добро
пожаловать», «Что я нового узнал и чему научился…», личностный рост
каждого ребенка (количество баллов) и награждение по итогам;
• качество организации воспитательного процесса: деятельность педагогов по
обеспечению требуемого качества проведенных мероприятий (наблюдение за
реализацией всех мероприятий со стороны администрации, активное участие
отрядов и детей в отдельности во всех мероприятиях, количество «баллов» на
стендах);
• качество организации образовательного процесса: деятельность педагогов по
проведению занятий и мероприятий, направленных на формирование
творческих способностей;
15
• дополнительные услуги (взаимодействие с учреждениями населённого пункта,
района, области);
• состояние здоровья детей (отсутствие травм, результаты антропологических
данных в динамике);
• сохранность контингента детей;
• удовлетворенность детей и родителей проведенными мероприятиями в целом
(количество окрашенных в яркие, теплые цвета дней на «экране настроения»;
книга отзывов).
2.4. Оценочные материалы.
Контрольно-измерительные и диагностические материалы
Приложении.
2.5. Список литературы.
представлены
в
Список литературы, использованной при разработке программы
1.
Н.Тарасов «Сахалин 2003-2004» Литературно-художественный сборник,
Сахалинское книжное издательство, 2004г.
2.
Г.М.Чан «Игры у моря» Сборник методических материалов, Владивосток: РИЦ ЭО, 2005г.
3.
Г.А.Фадеева «Экологические сказки» Пособие для учителей 1 – 6 классов
- Волгоград: Учитель, 2004г.
4.
В.В. Балабанова «Предметные недели в школе: биология, экология,
здоровый образ жизни», Волгоград: Учитель. 2003г.
5.
Х З.Н.Хоменко «Хрестоматия по физической географии Сахалинской
области», Южно-Сахалинск, 2000г.
6.
В.И.Мирясова «Играем в театр». Сценарии детских спектаклей о
животных, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
7.
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж:» Учитель», 2002г.
8.
«Красная книга Сахалинской области» Государственный комитет по
охране окружающей среды Сах. обл., 2001г.
9.
И.А.Лыкова «Цветные ладошки» Научно-методическое пособие, ИД
«Карапуз», 2006г.
10. Э.В.Литвинцева «Выбери будущее сегодня» - Санкт-Петербург. 2001г.
11. Журналы «Педсовет»
12.
С.В. Савинова «Ах, лето!», Волгоград: «Учитель», 2003г.
13. «Мини-энциклопедия в картинках «Жизнь моря», - М: Махаон, 2003г.
14. М.Авдонина «Энциклопедия животных» - М: Эксмо, 2007г.
15. Джейм Уокер «Мир вокруг нас от А до Я» Энциклопедия - М: Росмэн,
2005г.
16. Художественная литература для детей (рассказы, сказки, стихотворения,
загадки)
16
Нормативно-правовое обеспечение
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "Об
образовании в Российской Федерации"
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования до 2030 года»
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
№467.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 года №114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности,
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. №ВБ 976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий.
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 года
№ ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
"Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
9.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
17
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
13.
Закон Сахалинской области от18.03.2014 г. № 9-30 «Об образовании в
Сахалинской области» (с изменениями на 01.06.2022г)
14. Методические
рекомендации
по
проектированию
и
реализации
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области,
согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной
работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества
образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт
развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д.
Гуревича Химиченко А.А.
15. Устав МБОУДО ДДТ с. Стародубское.
16. Локальные акты МБОУДО ДДТ с. Стародубское
18
2.6. Приложения
Приложение 1
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
для организации отдыха детей и их оздоровления
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
19
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
19
1.1. Цель и задачи воспитания
19
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
Деятельности
20
1.3. Основные направления воспитания
20
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности 21
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21
2.1. Модуль «Будущее России»
21
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
21
2.3. Модуль «Отрядная работа»
22
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
23
2.5. Модуль «Самоуправление»
23
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
24
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
25
2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
25
2.8. Модуль «Профилактика и безопасность»
26
2.9. Модуль «Работа с родителями»
27
2.10. Модуль «Экскурсии и походы»
27
2.11. Модуль «Профориентация»
27
2.12. Модуль «Социальное партнерство»
28
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
28
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
29
Приложение 1.1 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ на 2025 год
30
Пояснительная записка
19
Рабочая программа воспитания для организации отдыха детей и их
оздоровления лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Позитив» (далее –
Программа воспитания, Программа) подготовлена МБОУДО ДДТ с. Стародубское на
основе Программы воспитательной работы МБОУДО ДДТ с. Стародубское.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере,
разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного
процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным
образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего
образования.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи:
1.
Способствовать формированию у ребенка гражданственности как
интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и
уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство
собственного достоинства и дисциплинированность.
2.
Способствовать развитию чувства гордости, преданности и уважения к своему
Отечеству, его истории, а также к соотечественникам, развивать высокий уровень
культуры межнационального общения.
3.
Воспитывать человека, способного к проявлению нравственного поведения,
уважения к старшему поколению и ценностного отношения к окружающим,
развивать представления об идеалах и ценностях, принятых в российском обществе.
4.
Способствовать формированию образного мира и творческих способностей
каждого ребенка, используя возможности культуры и искусства, художественнотворческой деятельности.
5.
Способствовать формированию и закреплению навыков здорового образа
жизни, культуры здоровья и основ безопасности жизнедеятельности.
20
6.
Способствовать формированию у детей представления о человеке как части
природы и закреплению мотивов, привычек и потребности в экологическом
поведении.
7.
Воспитывать социально-значимую целеустремленность в выполнении
трудовых поручений, ценностное отношение к труду и результатам деятельности.
8.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект ребенка, его способности
ориентироваться в социальном окружении, осознавая значимость каждого члена
общества, независимо от его физических, интеллектуальных или материальных
возможностей.
9.
Способствовать развитию у ребенка любознательности, формированию опыта
познавательной инициативы и ценностного отношения к познанию, приобщение
ребенка к культурным способам познания мира.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе:
o Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
o Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания.
o Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
o Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
o Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
o Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
21
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и
состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и
общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
При организации воспитательного процесса учитываются такие особенности, как
кратковременность функционирования детского объединения, разнородность
состава, коллективный характер деятельности, насыщенность, интенсивность и
высокий темп жизнедеятельности.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской
Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование
национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий по единым федеральным методическим рекомендациям и
материалам: 8 июля - День семьи, любви и верности.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского
лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского
лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
22
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно
перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными
датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными
датами для детского лагеря, документами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской
Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
методическими
рекомендациями
государственных органов исполнительной власти в сфере образования. В детском
лагере может утверждаться свой календарь памятных дат и знаменательных событий
на год (сезон), составленный с учетом перечисленных документов.
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания.
Модуль «Отрядная работа»
Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в
целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы
учитываются особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени – 21 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, большинство которых не были знакомы
ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается,
ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же
время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную
деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения
функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского
коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных
ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных
23
ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, аниматоров, диджеев,
корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры,
тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки;
- формирование дружного и сплоченного отряда в соответствии с логикой развития
временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и
распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать
в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые
подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ
смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
- огонек: огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек
прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых,
представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого
дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений.
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная
деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта
(творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной
методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая
участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа. Эта форма организации деятельности группы детей,
направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей
ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными. Различаются следующие виды КТД по направленности
деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические,
досуговые, спортивные.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления
направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве
детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает
реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной
24
культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения
и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный
период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа
творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие
органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов,
деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор
(совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности
лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается
их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.),
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может
оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из
основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная;
естественнонаучная;
техническая;
туристско-краеведческая;
физкультурноспортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной
от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Модуль «Здоровый образ жизни»
25
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов
восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к
собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный
уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня,
личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и
других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих,
включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования,
эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек
и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями,
деятелями спорта, культуры и искусства и др.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает
его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком детского лагеря.
Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметноэстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом
жизнедеятельности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля,
коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.);
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию
и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности
отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно,
вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного
уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным
вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и
отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
26
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио
сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов
об интересных событиях детском лагере.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных
ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и
влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере
предусматривает:
физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
специализированные проекты и смены; целенаправленную работу всего
педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной
профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность
дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона,
антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций,
организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание
(путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность.
Модуль «Работа с родителями»
27
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
- родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного
потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей
организуются экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные
экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей,
картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества.
Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в
себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача
совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка
к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
28
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной
деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков.
Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями
культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными
организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции
уклада детского лагеря.
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные,
региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства
Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми,
педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание
детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа
воспитания
реализуется
посредством
формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания
уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений
29
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее
ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются
условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной
деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер
пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная
окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное)
сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для
осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском
демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе
содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка,
официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и
взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня
развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять
воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях
временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает
жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с
целью выявления основных проблем и последующего их решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
30
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать
личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им
оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить
дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный
анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение,
игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере
воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
Приложение 1.1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2025 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной
работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет
уровни проведения мероприятий.
31
№
п/п
Наименование
мероприятия
Срок проведения
Уровень проведения
Детский лагерь
Модуль «Будущее России»»
– 80 лет со дня
освобождения
советскими
войсками города Минска
(Беларусь)
от
немецкофашистских войск (1944 г.).
3 июля
- День семьи, любви и
верности.
8 июля
Викторина,
посвящённая народам России
15 июля
– 80 лет со дня
освобождения г. Пскова от
нацистской оккупации (1944
г.).
23 июля
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Торжественное
открытие смены
1 июля
Игровая
программа
«Мы любим мультики»
5 июля
Экологическая
играпутешествие.
Игровая
программа
«Арктическая
экспедиция»
22 июля
Торжественное
закрытие смены
24 июля
Модуль «Отрядная работа»
Формирование
и
сплочение
отряда
(временного
детского
коллектив)
через
игры,
тренинги на сплочение и
командообразование
01.07. – 05.07.
32
принятие совместно с
детьми законов и правил
отряда
01.07. – 05.07.
диагностику интересов,
склонностей,
ценностных
ориентаций,
выявление
лидеров, аутсайдеров через
наблюдение, игры, анкеты
01.07-24.07
сбор отряда
Ежедневно
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
Создание мультфильма
Знаю
Россию.
Маршруты дружбы. ЯКласс
07.07-12.07
1. 07.07-12.07
2. 14.07-19.07
3. 21.07-24.07
Модуль «Самоуправление»
Выбор актива
01.07. – 05.07.
Работа актива
07.07-24.07
Модуль «Дополнительное образование»
Мастер-класс
«Моделирование из бумаги»
02.07
Моя мечта
04.07
Я хочу рисовать
09.07
Мастер-класс
оживить картинку?»
«Как
10.07
Опыт на ладошке
14.07
«Полезные штучки»
16.07
Моя Родина
17.07
Всемирный день китов
и дельфинов
23 июля
Модуль «Здоровый образ жизни»
Утренняя зарядка
спортивные
соревнования
Ежедневно
05.07
11.07
18.07
33
мероприятия на свежем
воздухе
Ежедневно
просветительские
беседы, направленные на
профилактику
вредных
привычек
01.07
07.07
14.07
21.07
Соревнования - квест на
местности
18.07
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
тематическое
оформление
интерьера
помещений детского лагеря
01.07
оформление отрядных
уголков
01.07. – 05.07.
совместная с детьми
разработка,
создание
и
популяризация
особой
лагерной
и
отрядной
символики
01.07. – 05.07.
размещение регулярно
сменяемых
экспозиций
творческих работ детей
07.07-24.07
Модуль «Профилактика и безопасность»
Безопасность
дорожного движения.
Противопожарная
антитеррористическая
безопасность.
Профилактика
вредных привычек.
Безопасность
цифровой среде.
и
01.07
07.07
14.07
21.07
в
Модуль «Работа с родителями»
родительские форумы
при интернет-сайте детского
лагеря
Ежедневно
индивидуальное
консультирование c целью
Ежедневно
34
координации воспитательных
усилий
педагогов
и
родителей.
Модуль «Экскурсии и походы»
Морская экскурсия
Еженедельно
Модуль «Профориентация»
—
почты
День
российской
3 июля
«Юные дизайнеры»
Деловая игра
первый стартап»
7 июля
«Мой
15 июля
— День этнографа в
России.
17 июля
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД
ПРОФЕССИЙ SKILLCITY»
22 июля
Модуль «Социальное партнерство»
Библиотека
По
плану
отдельному
ЦКС Стародубское
По
плану
отдельному
Приложение 2
Тест «Круги».
Оценивается продуктивность невербального общения. Ребенку предлагается бланк с
изображением 20 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на
листе. За ограниченное время надо нарисовать максимальное количество объектов.
Включающих в себя круг. Подсчитывается количество объектов и разнообразие
тематики рисунков.
Методика «Облако в комнате». Метод диагностики универсальных творческих
способностей. Оцениваются способности ребенка к преобразованию нереальной
ситуации в реальную посредством установления соответствия. Диагностический
материал: сюжетная картинка «Комната, в которой находятся человек и облако»,
карандаши. Инструкции: Возьми картинку, внимательно ее рассмотри. Что здесь
нарисовано? Ребенок должен назвать все детали изображения (стол, стул и др.).
35
посмотри, в комнате нарисовано облако. Как ты думаешь. Это ошибка художника или
так бывает? Исправь рисунок так, чтобы получилось правильно.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова.
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия
агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе
представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько
времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится
беседа.
Беседа:
1.
Кактус домашний или дикий?
2.
Его можно потрогать?
3.
Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4.
У кактуса есть соседи?
5.
Какие растения его соседи?
6.
Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко
расположены.
Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
Демонстративность,
открытость: наличие выступающих
отростков,
необычность форм.
Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри
кактуса.
Оптимизм: использование ярких цветов.
Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые
линии.
Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность: изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Тестирование на тип интеллекта.
Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
36
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю все поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
9. Я хорошо учусь, слушая других.
10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала:
таблицы,
графики, схемы.
13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
15. Перед тем как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то
нужное.
16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить
отдельные
музыкальные инструменты.
18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые
я придумал.
19. У меня богатый словарный запас.
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты, подсчитав сумму по каждому
типу:
Лингвистический – 5, 9, 19, 20
Математико-логический – 6, 11, 22, 28
Визуально-пространственный – 2, 12, 18, 24
Музыкальный – 4, 10, 17, 27
Межличностный – 3, 8, 13, 23
Внутриличностный – 7, 15, 16, 26
Кинестетический – 1, 14, 21, 25