1
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Направленность
образовательной программы «Шелковая кисточка
художественная.
Вид деятельности: Изобразительное искусство.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В
системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным
искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к
изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 14 лет. Для успешной реализации
программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы – 10
человек, что соответствует Уставу МБОУДО ДДТ с. Стародубское. Состав
творческого объединения постоянный.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий
Период
1год
обучения
2год
обучения
Итого
Продолжительность
занятия
Кол-во
занятий в
неделю
Колво
часов в
неделю,
Кол-во
недель
Колво
часов
в год,
ч
2
2
4
36
144
2
3
6
36
216
72
360
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3
раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216
часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия
проходят в форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности.
Набор осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в
2
группе – 10 человек. Возраст обучающихся от 7 – до 14 лет. Занятия длятся
45минут, затем 15 минут перерыв.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
– Групповая (количестводетейвгруппе10);
– индивидуальная.
Цель и задачи программы
Цель: приобретение практических навыков в области изобразительной
деятельности, развитие художественных способностей обучающихся.
Задачи:
Личностные:
• развивать творческое воображение;
• формировать способность к совместным действиям в коллективе;
• создать условия
для социального,
культурного
и
профессионального самоопределения,знакомить с правилами безопасного
поведения.
Предметные:
• приобретать практические умения и навыкив рисовании; учить работать в разных
изобразительных техниках;
• познакомить с лучшими произведениями мирового изобразительного искусства;
• учить
анализировать любое произведение изобразительного искусства
Метапредметные:
• научить пользоваться интернет- ресурсами для получения необходимой в
учебном процессе информации;
• учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Цель и задачи 1 года обучения стартового уровня
Цель программы 1 года обучения стартового уровня: получение первоначальных
знаний и практических навыков в рисовании.
Задачи программы 1 года обучения стартового уровня:
Личностные:
- формировать интерес к изобразительному творчеству;
- формировать способность к совместным действиям в коллективе, доброжелательное
отношение в коллективе;
- знакомить с правилами безопасного поведения.
Предметные:
- учить пользоваться художественными средствами и материалами;
- учить разбираться в жанрах изобразительного искусства;
- научить анализировать внешний вид предметов.
3
Метапредметные:
- научить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели, добывать
информацию с помощью педагога.
Содержание программы.
№
Учебный план 1 года обучения стартового уровня
Название разделов,
Количество часов
Формы контроля по
тем
разделам
Раздел 1. Вводное занятие
Всего
1.
Вводное занятие
2
теория
практика
2
0
Тесты, игра.
Раздел2: Рисунок
2.
Виды рисунка
(Рисунок с натуры,
набросок, зарисовка)
6
2
4
Беседа, творческое
задание.
3.
Выполнение
рисунка (линейный,
тональный)
Понятие
перспективы.
Рисование
гипсовых
геометрических
тел
(куб, конус, шар,
пирамида).
Рисование
деталей головы
человека (губы,
нос, глаз).
Рисование
гипсовой головы
Давида).
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
4
2
2
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
4
2
2
Повторение
пройденного
материала,
творческое задание.
2
Беседа, творческое
задание.
4.
5.
6.
7.
Раздел 3: Живопись.
8.
Знакомство
с
материалами для
живописи:
акварель,
гуашь,
тушь, кисти.
4
2
4
Технические приемы
Рисования акварелью
(мозаичный метод,
метод а ля прима).
10. Знакомство с
материалами для
живописи:
гуашь(основы
колористической
живописи и
цветовых
гармони)
9.
6
2
4
Беседа, творческое
задание.
8
2
6
Беседа, творческое
задание.
Раздел4: Цветоведение.
11. Спектральная
природа
цвета
(цветовой
круг, основные и
дополнительные
цвета).
6
2
4
Беседа, творческое
задание.
12. Выполнение
ахромотической
композиции.
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
Раздел5: Композиция.
13.
Художественные
Средства (лини я,
пятно, штрих).
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
14.
Виды композиции
(фронтальная
композиция, объёмная
композиция).
8
2
6
Беседа, творческое
задание.
Раздел 6: Творческая мастерская.
15.
Выполнение
натюрмортов
10
2
8
Беседа, творческое
задание.
16.
Рисование пейзажа
(архитектурный,
городской)
Рисование интерьера
8
2
6
Беседа, творческое
задание.
6
2
4
Беседа, творческое
задание.
17.
5
18.
19.
Рисование с натуры
человека.
Рисование
композиции с
изображением
архитектурных
сооружений,
людей, природы).
4
2
2
4
2
2
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Раздел 7:Тематическое рисование.
20.
Рисование на
заданные темы
12
2
10
21.
Работа с пластилином.
6
2
4
Беседа, презентация по
теме, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Беседа, творческое
задание.
Изготовление
праздничной
открытки, плаката.
Создание
иллюстраций к
литературным
произведениям.
Декоративное
искусство.
Итоговое занятие.
6
2
4
6
2
4
Беседа, творческое
задание.
6
2
4
2
0
2
Беседа, творческое
задание.
Итоговый тест.
26.
Подготовка работ к
выставке.
4
2
2
27.
Итоговая выставка.
2
22.
23.
24.
25.
Итого:
144
2
50
Отбор творческих
работ, подготовка к
выставке.
Награждение по
итогам года.
94
Содержание программы 1 года обучения стартового уровня
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Ознакомить обучающихся с путями эвакуации в случае возникновения пожара.
Ознакомление обучающихся с целями и задачами образовательной программы.
Рассказ о достижениях ТО, о традициях. Правила работы в ТО.
Предварительный контроль (выявление уровня первичной подготовки в данном
виде деятельности).
6
Практика: выставочный просмотр декоративно-прикладных
работ
обучающихся, фотоальбома с рисунками, выполненными обучающимися объединения.
Интерактивная игра
Раздел2: Рисунок.
2.1. Виды рисунка
Теория: Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования (Графитный
карандаш, ластик). Презентация на тему (Виды рисунка).
Практика: учить изображать формы предметов, применяя линии построения,
анализировать свою работу и передавать форму, пропорции, строение,
пространственное расположение, цвет предметов; применять эти навыки и
умения в заданиях по представлению и воображению;
2.2. Выполнение линейного и тонального рисунка.
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Поэтапное выполнение рисунка: вкомпоновывание, сквозной
рисунок предметов, накладывание штриховки, светотеневая моделировка
постановки.
2.3. Понятие перспективы.
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Поэтапное выполнение рисунка: вкомпоновывание, построение предметов,
накладывание штриховки и тона, светотеневая моделировка постановки, применение
«выборки» для освещенных участков натюрморта, детализация, обобщение.
2.4. Рисование гипсовых геометрических тел
Теория:
Беседа об светомоделировке формы «Элементы светотени», закрепление
представлений о тональных и пространственных отношениях в постановке, о
последовательности выполнения учебных рисунков, правилах построения
предметов и планирования действий.
Практика: компоновка на листе, построение предметов, изображение падающих
теней, теневых и световых частей, обобщенных тональных отношений, выявление
крупных пятен тона, сравнение их по тону и светлоте, использование
выразительности линий и тона, устранение недочетов, обобщение. Подведение
итогов выполнения работ.
2.5. Рисование деталей головы человека
Теория:Беседа о жанре «Портреты, хранящиеся в музеях мира. Образы прошлого –
русский портрет.
Практика: Поэтапное выполнение задания: разработка эскиза композиции для
портрета вкомпонованного в горизонтальном формате, последовательная работа
над рисунком, композиция в листе, работа цветом, детализация, обобщение.
Подведение итогов выполнения работ.
2.6. Рисование гипсовой головы Давида.
Теория: Объяснение материала.
Практика: Поэтапное выполнение задания: разработка эскиза композиции для
портрета вкомпонованного в горизонтальном формате, последовательная работа
над рисунком, композиция в листе, работа цветом, детализация, обобщение.
7
Раздел 3: Живопись.
3.1. Знакомство с материалами для живописи: акварель, гуашь, тушь.
Теория: Беседа о художественных материалах и принадлежностях, а также
названия гуашевых красок, их состав и свойства. Основные цвета в цветовом
круге.
Практика: Выполнение упражнения на смешивание гуашевых красок.
Упражнение-игра «Краски осени».
3.2. Технические приемы рисования акварелью (мозаичный метод, метод а ля
прима).
Теория: Объяснение материала. Презентация по теме.
Практика: Упражнения в техниках мозаики, а ля прима.
3.3. Знакомство с материалами для живописи: гуашь (теоретические основы
колористической живописи).
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Упражнения по смешиванию из основных цветов, составных и
третьего порядка цветового разнообразия на тему красок осени. Упражнение по
нанесению крупных мазков. Обсуждение итогов работы.
Раздел 4: Цветоведение.
4.1. Спектральная природа цвета (цветовой круг, основные и
дополнительные цвета).
Теория: Ознакомление с основами цветоведения, формирование навыка
смешивать сложные смеси красок, основанные на гармонии. Беседа «Гармония
природы» разнообразие цветов природы, явления радуги, о цветовом круге.
Практика: Упражнение по смешиванию красок, формирование навыка работать
аккуратно, смешивая большое разнообразие цветов, работать мазком (широкой
стороной, средней частью, кончиком кисти).
4.2 Выполнение ахромотической композиции.
Теория: Объяснение материала.
Практика: Выполнение практического задания - упражнения по смешиванию
красок на палитре, обладающих цветностью.
4.3. Художественные средства (линия, пятно, штрих).
Теория: Беседа «Искусство графики и рисунка».
Практика: Выполнение задания мягким материалом, использование тона и линии в
работе, формирование навыка и умения рисовать пятном и линией.
Последовательность выполнения постановки: компоновка на листе, построение
пространства линией, деление на планы.
Раздел 5: Композиция.
5.1. Организация композиции (законы, композиционный центр, единство
композиции)
Теория: Беседа о сюжетной композиции, выбор сюжета для композиции, объектов
изображения, основных цветовых смесей.
8
Практика: Поэтапное
выполнение сюжетной композиции:
распределение
объектов в пространстве, изображение фигур, насыщение рисунка деталями,
последовательное выполнение
цветом,
изображение
падающих
теней,
рефлексов.
Раздел 6: Творческая мастерская.
6.1. Выполнение натюрмортов
Теория: Беседа «Зарисовка и натюрморт» о задачах рисования с натуры учебного
рисунка, последовательность выполнения натюрморта. Последовательность
выполнения учебного рисунка, построения предметов постановки, накладывания
штриховки.
Практика: Поэтапное выполнение рисунка: компоновка, построение предметов,
накладывание штриховки и тона (при выполнении задания в технике отмывки,
светотеневая моделировка форм постановки кистью (при выполнении задания в
технике тушь и кисть), завершение работы.
6.2Рисование пейзажа.
Теория: Презентация на тему «Виды пейзажа».
Практика:Построение пространства пейзажа, распределение пространства
пейзажа в листе. Использование различных цветовых и композиционных
эффектов для придания пейзажу необычного, фантастического вида. Работа
цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение технических
приёмов, украшение работы контрастными оттенками освещения, рефлексами,
завершение рисунка, обобщение.
6.3 Рисование интерьера.
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Построение пространства
комнаты,
выполнение предметов
интерьера, распределение пространства на листе. Использование различных
цветовых и композиционных эффектов для придания работе законченного вида.
Работа цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение технических
приёмов, украшение работы контрастными оттенками освещения, рефлексами,
завершение рисунка, обобщение.
6.4 Рисование с натуры человека.
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Рисование, зарисовки, наброски фигур людей с использованием
фотографий.
6.5 Рисование композиции с изображением архитектурных сооружений, людей,
природы.
Теория: Введение в тему. Объяснение материала.
Практика: Построение пространства пейзажа, распределение пространства
пейзажа в листе. Использование различных цветовых и композиционных
эффектов для придания пейзажу необычного, фантастического вида. Работа
цветом, работа кистью, смешивание оттенков, применение технических
приёмов, украшение работы контрастными оттенками освещения, рефлексами,
завершение рисунка, обобщение.
Раздел 7: Тематическое рисование.
7.1 Рисование на заданные темы.
9
Теория: Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы.
Практика: Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции,
объёма.
7.2 Работа с пластилином.
Теория: Особенности работы со скульптурным пластилином.
Практика: Изготовление пластилиновой картины на свободную тему.
7.3 Изготовлениепраздничной открытки, плаката.
Теория: Технология изготовления открытки, плаката.
Практика: Выполнение плакатов, открытки на памятные даты.
7.4 Создание иллюстраций к литературным произведениям.
Теория: Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги
Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы.
Сообщение «История книги».
Практика: Зарисовка вариантов иллюстраций различной тематики.
7.5 Декоративное искусство.
Теория: Виды узоров. История.
Практика: Упражнение на заполнение свободного пространства на листе
геометрическими фигурами в цвете.
7.6 Итоговое занятие. Итоговое тестирование. Заполнение мониторинга.
7.7 . Подготовка работ к выставке. Отбор творческих работ, оформление выставки.
7.8. Итоговая выставка. Награждение по итогам первого года обучения.
Планируемые результаты 1 года обучения стартового уровня: По
окончании 1 года обучения будут достигнуты следующие результаты:
Личностные:
•
сформирован интерес к изобразительному творчеству;
•
сформирована способность к совместным действиям в коллективе,
доброжелательное отношение в коллективе.
Предметные:
•
научились пользоваться художественными средствами и материалами;
•
научились разбираться в жанрах изобразительного искусства;
•
умеютанализировать внешний вид предметов с точки зрения художника.
Метапредметные:
•
выработано умение ставить цель и планировать деятельность для достижения
цели.
Цель и задачи 2 года обучения стартового уровня
Цель 2 года обучения стартового уровня: приобретение практических навыков в
области изобразительной деятельности, развитие художественных способностей
обучающихся.
10
Задачи 2 года обучения стартового уровня:
Предметные:
•
учить работать в разных изобразительных техниках;
•
познакомить с лучшими произведениями мирового изобразительного искусства;
•
учить анализировать любое произведение изобразительного искусства
Метапредметные:
•
научить пользоваться интернет- ресурсами для получения необходимой в
учебном процессе информации;
•
учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Личностные:
•
развивать творческое воображение;
•
формировать способность к совместным действиям в коллективе;
•
создать условия
для социального,
культурного
и
профессионального самоопределения,
•
знакомить с правилами безопасного поведения.
Учебный план 2 года обучения стартового уровня.
№
п/п
Название разделов,
тем
1.
Вводное
занятие
Количество часов
Всего
Теория
2
Формы контроля
Практика
2
Собеседование
(Вводный инструктаж
по
технике
безопасности,
по
пожарной
безопасности)
2
3
4
5
6
7
8
Стилизация животного 18
на основе натурных
зарисовок.
Рисование гипсовых
20
элементов (в
карандаше)
Гризайль пейзаж.
18
2
16
Творческая работа.
2
18
Учебная работа, зачет.
2
16
Композиционный
натюрморт, в
стилистике кубизма
Создание
иллюстраций к
литературным
произведениям.
Изображение
человека.
Портрет в графике и
живописи
18
2
16
Творческая работа,
фронтальный опрос.
Творческая работа,
зачет.
26
2
24
18
2
16
30
2
28
Творческая работа,
зачет.
Учебная работа,
опрос.
11
9
Декоративное
искусство.
16
2
14
10
Рисование по замыслу
20
2
18
11
12
Выход на пленэр
Поездка в музей
18
12
2
2
16
10
В итоге:
216
22
194
Творческая работа,
зачет.
Творческая работа,
зачет.
Содержание программы 2 года обучения.
1 Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности.
Знакомство с материалами и инструментами для рисования.
Теория: Проведение вводного инструктажа по технике безопасности при работе с
различными материалами, пожарной безопасности, план эвакуации.
Практика: выставочный просмотр рисунков, свободные зарисовки.
2. Стилизация животного на основе натурных зарисовок.
Теория: Образ животного в виде силуэта. Анализ формы и фактуры.
Практика: выполнить два черно-белых графических изображения: 1) образно
эмоциональное (силуэт); 2) орнаментально-пластическое(фактура).
3. Рисование гипсовых элементов (в карандаше)
Теория: Постановка руки. Анализ элементов гипсовой розетты. Особенности
конструктивного построения с учетом перспективы.
Практика: рисование гипсовой розетты (3 вида).
4. Гризайль (в натюрморте)
Теория: Понятия «мягкий» и «резкий», «тональные отношения».
Практика: работа над натюрмортом из предметов быта в гризайли.
5. Композиционный тематический
натюрморт,
выполненный
в
стилистике кубизма.
Теория: Кубизм в живописи. Декоративный натюрморт.
Практика: Выполнение копии натюрморта в кубизме.
6. Создание иллюстраций к литературным произведениям.
Теория: Соблюдение законов книжного дизайна. Выбор стиля в соответствии с
тематикой книги.
Практика: Продумывание и исполнение обложки и суперобложки книги.
7. Изображение человека.
Теория: Эмоции в портрете; пропорции лица.
Практика: Изображение лица по фотографии (в цвете)
8.Портрет в графике и живописи
Теория: Анализ внешнего вида головы. Этапы построения.
Практика: Выполнение рисунка в карандаше, угле или пастели.
9. Декоративное искусство. Композиция.
Теория: История росписи. Элементы росписи.
Практика: Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
10. Рисование по замыслу.
12
Теория: Объяснение материала.
Практика: Выполнение творческих работ.
11. Выход на плэнер.
Теория: Объяснение материала.
Практика: Выполнение творческих работ с натуры.
12. Поездка в музей.
Теория: Знакомство с искусством Сахалинских художников.
Практика: Зарисовки в музее.
Планируемые результаты 2 года обучения стартового уровня:
Предметные:
•
научились работать в разных изобразительных техниках;
•
познакомились с лучшими произведениями мирового изобразительного
искусства;
•
научились учить анализировать любое произведение изобразительного искусства
Метапредметные:
•
научились пользоваться интернет- ресурсами для получения необходимой в
учебном процессе информации;
•
научились проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Личностные:
•
развито творческое воображение;
•
сформирована способность к совместным действиям в коллективе;
•
созданы условия
для социального,
культурного
и
профессионального самоопределения,
•
познакомились с правилами безопасного поведения.
Год
обучения
Комплекс организационно – педагогических условий.
Календарный учебный график.
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
начала
окончания учебных
дней
часов
занятий
занятий
я занятий недель
1
02.09.2024 31.05.2025 36
72
144
2
02.09.2025 31.05.2026 36
108
216
2 раза в
неделю
по
2 часа
3 раза в
неделю
по
2 часа
13
Условия реализации программы.
Материально – техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Мольберты;
Столы-6шт.истулья-11шт;
Шкафы для хранения материала-3 шт.;
Витрины для выставок-2шт.;
Информация по технике безопасности;
Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание, план
мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация о
последних достижениях ТО)
10. Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень квалификации
педагога, краткая характеристика ТО, достижения, расписание)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
11. Гипсовые
пособия.
слевосторонним светом.
Мебель
удобно
и
правильно
расположена,
Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Шелковая кисточка»
обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее
образование, соответствующее художественной направленности по должности
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (в соответствии с Приказом
Минтруда РФ от 22. 09.2012 №652н).
Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия (тематические
подборки по истории предмета для развития общего кругозора, методическая
литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы, картины,
иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для занятий.
Раздаточный материал –бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы, трафареты,
разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши, фломастеры,
краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета – Кабинет отвечает санитарногигиеническим нормам.
Методы обучения:
1. Интерактивные занятия;
2. Познавательные беседы;
3. физкультминутки;
14
4. индивидуальные занятия;
5. групповая деятельность;
6. информационно – познавательные методы;
7. творческие (креативные) методы;
8. методы стимулирования и мотивации;
9. методы контроля и самоконтроля.
Типы занятий
1. занятие комбинированного типа;
2.занятие творческого типа.
Виды занятий:
1. Лекционное занятие;
2. Практическое занятие
Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга результатов
обучения и воспитания обучающихсяпо дополнительной общеразвивающей программе
по показателям:
I. Теоретическая подготовка
II. Практическая подготовка
III. Обще –учебные умения и навыки
IV. Развитие и воспитание
Целью промежуточного контроля обучающихся является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств и их соответствие прогнозируемому
результату образовательной программы на данном этапе обучения. При этом могут
использоваться разнообразные формы, такие как контрольное итоговое занятие,
защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие, тест, итоговая
выставка творческих работ.
уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение содержания
образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России)
2
уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении
заданий допускает незначительные ошибки)
3
уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки
в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
1
Год обучения
1г.о.
2г.о.
Вид контроля
Предварительный
контроль
1промежуточный
контроль
Месяц
Сентябрь
2промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Декабрь
Май
Май
15
Оценочные материалы.
Сентябрь–предварительный(вводный), где можно определить с какими знаниями и
навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра, творческое задание. май–декабрь –
промежуточный(текущий), определяющий степень усвоения материала. На этом этапе
необходимо выявить недочеты, чтобы скорректировать программу. Теоретическая форма
контроля – заочное путешествие. Практическая форма контроля – беседа, викторина, игра,
конкурс, контрольная работа, тестирование, выставка, творческий отчет, выставка, защита
творческих работ, конкурс творческих работ.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются контрольные задания,
тесты на знание профессиональных терминов, зачеты, устанавливающие уровень освоения
образовательной программы, выставка, защита проекта. Программа рассчитана на 2 года
обучения. В течении каждого года обучающиеся получают определенные практические
умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения
данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводится
предварительный, промежуточный и итоговый контроль.
16
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса
1. Алексеева В.В. Что такое искусство?/В. В. Алексеева.—М., 1991.
2. Библер В.С. Мышление как творчество/ В.С. Библер.—М.,1975.
3. Боголюбов Н.С.Скульптура на занятиях в школьном кружке/ Н. С.
Боголюбов. — М., 1986.
4. Волков Н.Н. Композиция в живописи/Н.Н. Волков. —М.,1977.
5. ВыготскийЛ.С. Психология искусства/Л. С. Выготский. —М., 1987.
6. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском
изобразительном творчестве// Искусство в школе. —1993.—№3.
7. Майкл Сендерс «Рисуем гуашью»Серия«Урокиживописи».Перев. С англ.
Ответст. редактор Е. Зуевская. 2007. 48 с.
8. Уильям
Ньютон
«Акварельная
живопись»
Серия
живописи».Переводсангл.Ответств.редакторЕ.Зуевская.2007.48 с.
«Уроки
9. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей/ А. В.
Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.
10. Щербаков В.С.Изобразительное искусство. Обучение и творчество /В.С.
Щербаков. —М., 1969.
11. Энциклопедия рисования/Авт. –сост. М.В.Адамчик–Минск; Харвест, 2010. –
128 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной
программе:
1.Порте П. Учимся рисовать от А до Я./ Пер. сфр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО
«ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 64с.
2.Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной.–
М.:ООО«ТД «Издательство Мир книги»,2005. –64с.
17
Нормативноправовое обеспечение
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304ФЗ (ст. 1, 2);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
18
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г.
№ 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области».
Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Сахалинской области»;
Устав образовательного учреждения;
Локальные акты образовательного учреждения.
19
Приложение 1
Тестовые задания по изобразительному искусству 1годаобучения.
1. Какой цвет в радуге лишний? Выбери и напиши. красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, черный, голубой, фиолетовый
2. Какая группа цветов основная?
а) красный, жёлтый, синий,
б)зеленый , розовый, серый.
в)оранжевый, фиолетовый,голубой
3. Напиши правильный ответ: если смешать
Красный + жёлтый=(оранжевый или зеленый),
Красный+синий=
(оранжевый
или
фиолетовый),
Жёлтый+cиний=(зеленый или фиолетовый)?
4. Как получить серый цвет? Напиши: Смешать… +
…
5. Какой цвет является тёплым? а) серый
б) синий в)жёлтый
6. Как называется профессия человека, который пишет картины? а) композитор
б)художник в) актер
7. Являются ли пластилин, глина материалом, с которым работает художник? да) нет)
8. Выбери инструменты, которыми работает художник а) пила, молоток, лопата б)
кисточка, карандаш, перо.
9. Можно ли назвать скульптора художником? да) нет).
Практическая работа: Выполнение творческой композиции.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность
всей работы
20
Приложение 2.
Итоговый тест по изобразительному искусству 2 года обучения.
1.На чем изображается «Монументальная живопись» а) Стены зданий
б) Холст в)Картон г) Бумага
2. Какого вида народной игрушки не существует:
а) Филимоновская
б) Каргопольская в) Дымковская
г) Жёстовская
3. Батальный жанр—
а)жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни
б)жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям,
социально значимым явлениям в истории общества.
в)жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения
является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г)изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
4. Декоративно-прикладное
и монументальное искусство разных жанров,
произведения которого подразумевают формирование изображения посредством
компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты,
керамических плиток и других материалов.
а)Витраж б) Батик
в) Мозайка г) Гобелен
5. Жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых
рассказывают мифы древних народов.
а)Мифологический б) Батальный
в)Бытовой
г) Анималистический
6. К какому жанру относится картина «Утро стрелецкой казни» а) Мифологический
б)Анималистический в) Исторический
г) Батальный
7. Материалы которые не используют в живописи а) Уголь
б)Темпера в) Гуашь
г) Акварель
8. Вид
изобразительного искусства, произведения которого создаются для
конкретного архитектурно- пространственного или природного окружения,
отличаются единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и
отражают значительные исторические события, создаются в честь выдающихся
людей.
21
а) Декоративно-прикладное искусство б) Монументальная скульптура в)
Витраж
г) Станковая живопись
9. Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей а) Графика б)
Скульптура в) Фреска
г) Пейзаж
10. Жанризобразительногоискусства,посвящённыйповседневной,частнойиобщественн
ой жизни,обычно современной художнику.
а) Батальный б) Бытовой
в) Мифологический г) Исторический
11. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого
является цвет а) Графика
б) Живопись в) Скульптура г) ДПИ
12. Жанр, в котором главный герой—природа а) Натюрморт
б) Пейзаж в) Портрет
г) Анимализм
13. Художник, изображающий преимущественно лица людей а) Пейзажист
б) Маринист в Портретист г) Анималист
14. Какой из этих видов искусства не является изобразительным а) Скульптура
б) Музыка в) Живопись г) Графика
15. Автор картины «Боярыня Морозова» а) Серов В.А.
б) Суриков В.И. в) Ван Гог
г) Перов В.Г. 16.Быстрый рисунок, в котором карандаш или кисть художника схватывает
то, что ему потом будет
необходимодляработынадзадуманнымпроизведением:жесты,позылюдей,иходежда
,интерьеры,улицы города, пейзажи.
а) Рисунок б)Набросок в) Колорит г) Эскиз
17. Рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. а)
Иллюстрация
б) Шарж в) Силуэт г)Колорит
18. Какое слово обозначает посвященный музами. а) Художник
б) Музей в) картина г) Музыка
19. Основатель Третьяковской галереи. а) Левитан И.И.
б) Васнецов В.М. в) Шишкин И.И. г) Третьяков
Практическая работы: Выполнение с натуры натюрморта в теплой или холодной
цветовой гамме.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное размещение предметов натюрморта на
листе (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
22
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы. Аккуратность всей работы
23
Приложение 3.
Воспитательная работа.
№
Направление
воспитательной
работы
1
Работа
родителями
2
Эстетическое
развитие
3
Воспитание
здорового образа
жизни и
экологической
культуры
Гражданскопатриотическое
4
Название
мероприятия
Сроки
проведения
Ответственный
с «Родительское
собрание»
Октябрь,
декабрь,
март
Акция
«Украсим
окна к
празднику»
Экологическая
акция
Декабрь,
февраль,
май
Педагог
Дополнительного
образования:
Сенчихина М. С.
Педагог
Дополнительного
образования:
Сенчихина М. С.
Декабрь,
март
Педагог
Дополнительного
образования:
Сенчихина М. С.
Акция
«Открытка
ветерану»
Декабрь,
май
Педагог
Дополнительного
образования:
Сенчихина М. С.