2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик ДОП
5
1.1. Пояснительная записка
5
1.2. Цель и задачи программы
8
1.3. Содержание программы
9
1.3.1. Учебный план 1 года обучения
9
1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения
9
1.3.3. Учебный план 2 года обучения
14
1.3.4. Содержание учебного плана 2 года обучения
14
1.3.5. Планируемые результаты
18
2. Комплекс организационно-педагогических условий
19
2.1. Календарный учебный график
19
2.2. Условия реализации программы
19
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ДОП
19
2.2.2. Кадровое обеспечение программы
20
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение
20
2.2.4. Воспитательная работа
21
2.2.5. Формы аттестации
21
2.2.6. Оценочные материалы
22
2.2.7. Список литературы
22
2.2.8. Приложения
24
Воспитательная работа
24
Оценочные материалы
25
Протокол
27
3
Дополнительная общеразвивающая программа «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1,
2);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
ДГ245/06
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №
«О
направлении
методических
рекомендации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020
4
г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования
детей в Сахалинской области».
Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-
Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
Устав образовательного учреждения;
Локальные акты образовательного учреждения.
5
1. Комплекс основных характеристик ДОП
1.1. Пояснительная записка
Программа «Учение с увлечением» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность. Неуклонно возрастает потребность и желание родителей дать качественное
дошкольное обучение и воспитание собственным детям, позволяющее им в дальнейшем гармонично
и без стрессовых ситуаций перейти к обучению в школе. Программа «Учение с увлечением»
обеспечивает гармоничное развитие и подготовку дошкольников к обучению в школе.
Новизна. Программа «Учение с увлечением» - это комплексная образовательная программа программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех
основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. включают
все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социальнокоммуникативное,
способностей
специфических
художественно-эстетическое;
(умственных,
видов
коммуникативных,
детской
деятельности
содействуют
формированию
двигательных,
творческих),
(предметная,
игровая,
различных
становлению
театрализованная,
изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень сложности программы: стартовый - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.
Оптимальное количество детей –10 человек.
Объем и сроки освоения программы:
Объём и сроки
освоения программы,
режим занятий
рекомендуется
представить в виде
таблицы, приведенной
ниже. Период
Продолжительность Кол-во
занятия, ак. ч
занятий в
неделю
Кол-во
часов в
неделю,
ак. ч
Кол-во Кол-во
недель часов в
год, ак. ч
1 год обучения
1
3
3
36
108
2 год обучения
1
3
3
36
108
6
Итого
216
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 3
часа, 108 часов в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3 раза в неделю по 1
академическому часу, количество часов в неделю - 3 часов, 108 часов в год. Обучение
осуществляется по 2–х годичной программе.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий: – групповая (количество детей в группе 10);
– индивидуальная.
Формы проведения занятий:
ознакомительное (беседа, показ, просмотр, встреча или интервью с деятелем
искусства и т.д.); исполнительское (тематическое или
предметное); творческое (импровизационное,
сочинительское, игровое); комбинированное или
комплексное; игра и её разновидности; проектная
деятельность.
Особенности набора. Основанием для приема в творческое объединение является:
-Письменное заявление родителей (законных представителей) детей, достигших 14-летнего
возраста, или совершеннолетних граждан при предъявлении паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность гражданина;
- Заявление о согласии на обработку персональных данных;
- Договор об образовательных услугах;
Зачисление детей происходит на основании приказа директора учреждения.
Особенность структуры программы.
Программа имеет три раздела:
•
Изодеятельность;
•
Театральная деятельность;
•
Ритмика.
Основное условие реализации программы - ее комплексный характер, ориентация на каждую
конкретную личность ребенка, активное сотворчество педагога и ребенка.
1 раздел: Ритмика
Включены занятия на развитие координации движений, владения ритмом, эмоциональной
выразительности, развитие навыков соединения движений и звуков, развития шагового ритма
7
(топающего, хороводного, с притопами, пружинящего, бокового, семенящего). Игры, проводимые
на занятиях, также имеют ритмический оттенок, например, на замедление-ускорение,
самостоятельный подбор движений – ритмическая импровизация, ритмическое проговаривание
текста и т.д.
2 раздел: Театральная деятельность
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она
близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому
что связана с игрой. Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте способствует развитию
воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого,
музыкально-игрового, танцевального, сценического). Синтетический характер театрального
искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности
воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру
творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает
условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Особую
значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу.
Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как
основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной
ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому
оказывать помощь другим.
3 раздел: «Изодеятельность»
В программу включены методы арт-терапии, способствующие успешной адаптации детей
дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы,
снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы
насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам
деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных
желаний и возможностей.
8
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание благоприятных условий для всестороннего развития психических
и физических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи программы:
Личностные: Cформировать общей культуры личности детей, в том числе ценности
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Предметные: научить
основам
создания
художественных
образов;
сформировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности,
познакомить с основами сценического мастерства.
Метапредметные: развивать коммуникативные способности и навыки детей, умение
рассказать
о
формированию
своих переживаниях,
навыков
эмоциональном
самооценки, научить
состоянии,
вести диалог,
способствовать
строить
монологическое высказывание, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.
9
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план 1 года обучения
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Ритмика
36
6
30
Анкетирование
Наблюдение опрос
2
Театральная
деятельность
36
6
30
Наблюдение
Творческие задания
3
Изодеятельность
36
6
30
Наблюдение
Выставки готовых
работ учащихся
108
18
90
Всего часов:
1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. «Ритмика»:
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает
в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов,
объяснение принципа движения, беседу с учащимися. Практическая часть включает разминку,
отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение.
Вводное занятие. Вводное занятие: игры на знакомство, сплочение коллектива. Игры
«Веселый мяч», «Расскажи мне о себе».
Знакомство с программой (особенности обучения).
Правила работы в ТО. Начальные основы знаний музыкального и танцевального творчества.
Усвоение базовых понятий: «Разминка», «Ритм», «Движения», «Пауза».
Знакомство с танцевальными движениями. Навыки движения в пространстве. Правильное
исходное положение, нахождение своей «зоны» (местоположения). Знакомство с пространством
зала. Выход в колонну, разбивка в «шахматку», нахождение своего места. Ходьба «змейкой»,
прохождение в «воротца», различные переходы, Перестроение в круг из шеренги. Ориентировка в
направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Понятие «зеркального
отражения». Выполнение простых движений с предметами и без предметов во время ходьбы.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
10
Музыкально-ритмические упражнения. Развивать у детей восприятие музыки, способность
выражать ее в движении, согласовывая с характером музыки, выполнение упражнений с
музыкально-ритмическим заданием, игры. Упражнения, с помощью которых совершенствуются
навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки). Упражнения без музыки и психогимнастика.
Игровые упражнения «Солдатики», "Эстафета": исполнители должны вставать друг за
другом: как только садится один - встает другой, затем следующий. Это коллективное упражнение,
в котором каждый должен выполнить всего одну обязанность - вовремя встать на своем месте.
Причем, для исполнителя трудность
заключается
в том, чтобы
верно определить момент,
когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива - не вмешиваться в работу каждого,
учиться терпеливо ждать своего момента, не торопить, не подталкивать. Упражнение воспитывает
уважение друг к другу, а это очень важно, особенно для учащихся начальных классов. Важно
выполнить "эстафету" тихо, не стуча стульями, без криков и быстро. Успешного выполнения
задания можно добиться только к середине второго полугодия, когда ребенок научится определять
момент своего вступления в "общее" дело, появится чувство зависимости друг от друга, внимание.
Звуковой и двигательный ритм. Развитие восприятия музыки, способность выражения ее в
движении.
Отсчитывание ритма. Ускорение и замедление ритма. Воспроизведение простых
ритмических рисунков различными способами (стуки, хлопки, топот и др.). Проговаривание
ритмического текста – считалки, приговорки. Проговаривание текста с ходьбой. Выполнение
ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки.
Упражнения с предметами, подвижные игры, игры на различение ритма (игра под
ритмическое произношение слов - текст потешек, игра-забава). Соединение звукового и
двигательного ритма.
Знакомство с танцем. Знакомство с танцем начинается с поклона – приветственные
движения. Дети знакомятся с понятиями «Основная стойка». «Исходные позиции ног, рук»,
«Позиции рук в парах». Учатся производить хлопки в танце индивидуально и в парах: «Ладушки» хлопки ладонями впереди или сзади за спиной (выполняются свободными, не напряжёнными.
Согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу), «Блинчики» - на «раз» - удар
правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены) с поворотом кисти. Хлопки
могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики танцевального образа, «Тарелочки»
- оттряхни ладошки, «Колокола» - активные хлопки над головой, «Ловим комариков» - лёгкие,
звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса вверху, внизу согнутыми в локтях
руками. Знакомятся и учатся видеть рисунок танца. Формирование умений продвижения в танце –
виды шага: «Прогулка» - спокойная ходьба – шаг начинается с носка вытянутой ноги, носок
развёрнут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая Движение рук произвольное (в любой
11
позиции); «Шаг по всей ступне» (топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением
вперед: колени чуть согнуты. Корпус прямой. Ноги ставятся на всю ступню с лёгким притопом, от
пола их почти не поднимают. Но и не шаркают. Руки можно поставить кулачками на пояс.
Знакомство с танцем-хороводом, где формируются навыки хороводного шага, общий рисунок
хоровода способствует понятию сплочения коллектива. Хороводный шаг – на «раз» и «два» 1-го
такта - длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги, на «раз» и «два» 2-го такта – три
коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка
другой ноги. Приставной хороводный шаг – ритмический рисунок шага: на «раз» - длинный шаг с
носка правой ноги, на «и» - приставление левого носка к пятке правой опорной ноги.
Совершенствование притопов, прыжков в танце, подскоков – на одной ноге «Точка» - после
толчка приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога
(не опорная) согнута в колене и отведена назад (опорную ногу менять), «Часики», то же, что и
«Точка», только с поворотом вокруг своей оси на 360 градусов, «Солнышко» - техника та же, что в
«Точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра (вокруг солнышка). Разучивание
танцевальных движений - «Самоварчик», «Ковырялочка», «Распашонка», «Ёлочка». Комбинации и
последовательность различных танцевальных движений. Соединение танцевальных движений.
Знакомство с диско – танцем «Стирка»: выполнение простых движений «стираем», «полощем»,
«выжимаем», «встряхиваем», «развешиваем», «устали» (все по 8 счетов). Знакомство с русским
народным танцем. Танец-хоровод. Перестроение из колонны в круг и наоборот. Выполнение
синхронных движений русского народного танца. Усвоение танцевальных элементов (упражнения
для пальцев рук, головы, верхнего плечевого пояса, поясного отдела, ног).
Итоговое занятие. Диагностика ЗУН.
Выявление результативности (промежуточная
диагностика).
Раздел 2. Театральная деятельность
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает
в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов,
объяснение, беседу с учащимися. Практическая часть включает разминку, отработку движений
учащимися, этюдов, творческих заданий и исполнение.
Вводное занятие. Теория. Знакомство с программой (особенности обучения). Практика. Игры
на сплочение коллектива.
Развитие речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, знакомство с невербальными средствами общения, умение
ими пользоваться, умение держаться на сцене и перед публикой.
12
Теория. Дать понятия: речевое дыхание и правильная артикуляция, дикция, разнообразную
интонация, логика речи.
Практика. Задания на развитие творческой фантазии, сочинение небольших рассказов и
сказок. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в
конце слова. Речевые разминки: этюды, упражнения, диалоги, самопрезентации, выступления на
публику.
Основы театральной культуры.
Теория. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Для чего нужен театр? Понятие «театр». Влияние театра на зрителя. Уникальность театра:
Особенности театрального искусства: синтетический характер (театр объединяет другие виды
искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию); коллективное творчество (театральное
искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива).
Театр снаружи и изнутри. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением
театров. Устройство зрительного зала (партер, балкон, кулисы, сцена и т.д.)
Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр.
Проводятся беседы после просмотров спектаклей кукольного и драматического театра,
видеозаписей отрывков из балетных и оперных спектаклей.
Культура поведения в театре. Эта тема рассматривается в практической деятельности детей,
использовались театрализованные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы
идем в театр», «О чем рассказала театральная программка» и т.д.
Практика: театральные игры, прикладное искусство, викторины, презентации, беседы,
просмотр отрывков спектаклей.
«Работа над спектаклем»
- Ритмопластика
- Основы грима
- Прикладное искусство
- Освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер»,
«оформитель-костюмер»
- Показ спектакля
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Теория. правила пользования гримом, профессии театра.
13
Практика. Упражнения на развитие умения произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно
передавать их. Сочинение этюдов по сказкам, басням; подготовка необходимых атрибутов и
декораций к будущему спектаклю.
Думаем, рассуждаем, фантазируем. Включает знания и умения, являющиеся средством
развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных,
временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления.
Теория. Культура поведения в театре и в жизни, понятия средства выразительности
драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Практика: театральные игры.
Раздел 3. Изодеятельность.
1.Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с программой. Рассказ о достижениях ТО, о
традициях. Правила работы в ТО. Предварительный контроль (выявление уровня первичной
подготовки в данном виде деятельности). Познакомить детей с перспективами личностного
роста. Экскурсия по кабинету, по Дому творчества.
2. Цветоведение.
Дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью
кисточки, а непосредственно руками. Для него главное - исследовательские свойства и
возможности нового изобразительного материала. А в нашем случае – еще и способ
изображения. Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания
рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные
материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. 3. Предметное
рисование.
Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действуют в своем
мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Детские фантазии – своеобразное
выражение его чувств, в которых царит истина. Дети возводят мир фантазий, потому что в
реальном мире им трудно жить. Данный раздел поможет ребенку начать осознавать себя и свое
существование в мире, развить творческий и личностный рост. Цель этого раздела развитие
фантазии, воображения, творческой активности, интереса, положительное воздействие на
эмоциональную и психическую сферу ребенка.
4.Композиция. Ребята учатся рисовать с натуры, по памяти и по представлению. Также
овладевают навыками составления композиций, натюрмортов, иллюстраций к сказкам и т. д.
5. Изображение человека. Ребята изучают основные пропорции человека.
14
6.Тематическое рисование. Дети на этих занятиях проявляют свою фантазию, выражают
свои эмоции на бумаге.
7.Декоративно-прикладное
искусство.
На
занятиях
обучающиеся
знакомятся
с
декоративной росписью, также выполняют открытки, плакаты к разнообразным праздникам.
8. Жанровая живопись. Дети рисуют картины на разнообразные темы.
9.Итоговое занятие. Определение степени достижения результатов.
форма контроля – интервью.
Теоретическая
Практическая форма контроля – викторина.
1.3.3. Учебный план 2 года обучения
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практика
аттестации/контроля
1
Ритмика
36
6
30
Анкетирование
Наблюдение опрос
2
Театральная
деятельность
36
6
30
Наблюдение
Творческие задания
3
Изодеятельность
36
6
30
Наблюдение
Выставки готовых
работ учащихся
108
18
90
Всего часов:
1.3.4. Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел 1. «Ритмика»:
Вводное занятие. Вводное занятие: игры на сплочение коллектива. Командные игры.
Знакомство с программой (особенности обучения). Правила работы в ТО. Закрепление понятий:
«Разминка», «Ритм», «Движения», «Пауза».
15
Музыкально-пространственные движения. Закрепление навыков движения в пространстве.
Игровые
упражнения
на
нахождение
своего
местоположения,
изменения
направления,
перестроения в шеренги, колонны, круги, разбивка в «Шахматку». Движение «змейкой»,
прохождение в «воротца», различные переходы в вариациях. Ориентировка в направлении
движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Понятие «зеркального отражения».
Выполнение ритмических движений с предметами и без предметов.
Музыкально-ритмические
упражнения.
Восприятие
музыки
различного
характера,
способность выражать характер музыки в движении, выполнение упражнений с музыкально
ритмическим заданием, игры. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки
основных движений (ходьба, бег, прыжки, подскоки). Упражнения без музыки, психогимнастика.
Проигрывание ритмического текста – считалки, приговорки. Воспроизведение ритмического
рисунка различными способами. Соединение двигательного и звукового ритма. Изменения ритма –
ускорение, замедление.
Выполнение упражнений с предметами. Творческие игровые упражнения. Выполнение
творческих заданий. Создание собственных композиций. Цепная ритмическая композиция Звуковой
и двигательный ритм. Развитие восприятия музыки, способность выражения ее в движении.
Отсчитывание ритма. Ускорение и замедление ритма. Воспроизведение простых ритмических
рисунков различными способами (стуки, хлопки, топот и др.). Проговаривание ритмического текста
– считалки, приговорки. Проговаривание текста с ходьбой. Выполнение ритмичных движений в
соответствии с различным характером музыки.
Выполнение упражнений с предметами, упражнений под ритмическое произношение текста
потешек, игра-забава). Соединение звукового и двигательного ритма.
Танцевально-игровая гимнастика Творческие упражнения. Упражнения на развитие
координации. Упражнения на развитие гибкости. Импровизированные движения зеркального
отражения
Знакомство с танцем. Знакомство учащихся с сюжетным танцем. Обыгрывание сюжета
танца – исполнение сюжета с проговариванием текста. Исходные позиции ног, рук. Позиции рук в
парах. Выполнение отдельных танцевальных упражнений сюжетного танца. Построение, переходы,
экспозиция танца. Знакомство учащихся со структурой и понятиями сюжетного танца – экспозиция,
завязка (идея), развитие действия, кульминация, развязка. Исполнение танца, показ танца зрителям.
Итоговое занятие. Подведение итогов обучения по подпрограмме. Показ творческих номеров
самодеятельности. Репетиция номеров для выступления на отчетном концерте.
Раздел 2. Театральная деятельность
16
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает
в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов,
объяснение, беседу с учащимися. Практическая часть включает разминку, отработку движений
учащимися, этюдов, творческих заданий и исполнение.
Вводное занятие. Теория. Знакомство с программой (особенности обучения). Практика. Игры
на сплочение коллектива.
Развитие речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, знакомство с невербальными средствами общения, умение
ими пользоваться, умение держаться на сцене и перед публикой.
Теория. Дать понятия: речевое дыхание и правильная артикуляция, дикция, разнообразную
интонация, логика речи.
Практика. Задания на развитие творческой фантазии, сочинение небольших рассказов и
сказок. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в
конце слова. Речевые разминки: этюды, упражнения, диалоги, самопрезентации, выступления на
публику.
Основы театральной культуры.
Теория. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Для чего нужен театр? Понятие «театр». Влияние театра на зрителя. Уникальность театра:
Особенности театрального искусства:
•
синтетический характер (театр объединяет другие виды искусства – литературу,
живопись, музыку, хореографию);
•
коллективное творчество (театральное искусство коллективное, т.к. создается
усилиями всех участников творческого коллектива).
Театр снаружи и изнутри. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением
театров. Устройство зрительного зала (партер, балкон, кулисы, сцена и т.д.)
Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр.
Проводятся беседы после просмотров спектаклей кукольного и драматического театра,
видеозаписей отрывков из балетных и оперных спектаклей.
Культура поведения в театре. Эта тема рассматривается в практической деятельности детей,
использовались театрализованные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы
идем в театр», «О чем рассказала театральная программка» и т.д.
Практика: театральные игры, прикладное искусство, викторины, презентации, беседы,
просмотр отрывков спектаклей.
17
«Работа над спектаклем»
- Ритмопластика
- Основы грима
- Прикладное искусство
- Освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер»,
«оформитель-костюмер»
- Показ спектакля
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Теория. правила пользования гримом, профессии театра.
Практика. Упражнения на развитие умения произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно
передавать их. Сочинение этюдов по сказкам, басням; подготовка необходимых атрибутов и
декораций к будущему спектаклю.
Думаем, рассуждаем, фантазируем. Включает знания и умения, являющиеся средством
развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных,
временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления.
Теория. Культура поведения в театре и в жизни, понятия средства выразительности
драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Практика: театральные игры.
Раздел 3. Изодеятельность.
1.Вводное занятие. Знакомство. Знакомство с программой. Рассказ о достижениях ТО, о
традициях. Правила работы в ТО. Предварительный контроль (выявление уровня первичной
подготовки в данном виде деятельности). Познакомить детей с перспективами личностного
роста. Экскурсия по кабинету, по Дому творчества.
2. Цветоведение.
Дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью
кисточки, а непосредственно руками. Для него главное - исследовательские свойства и
возможности нового изобразительного материала. А в нашем случае – еще и способ
изображения. Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания
рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные
материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. 3. Предметное
рисование.
18
Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действуют в своем мире,
отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Детские фантазии – своеобразное
выражение его чувств, в которых царит истина. Дети возводят мир фантазий, потому что в
реальном мире им трудно жить. Данный раздел поможет ребенку начать осознавать себя и свое
существование в мире, развить творческий и личностный рост. Цель этого
развитие
фантазии,
воображения,
творческой
раздела
активности, интереса,
положительное воздействие на эмоциональную и психическую сферу ребенка.
4.Композиция. Ребята учатся рисовать с натуры, по памяти и по представлению. Также
овладевают навыками составления композиций, натюрмортов, иллюстраций к сказкам и т. д.
5. Изображение человека. Ребята изучают основные пропорции человека.
6.Тематическое рисование. Дети на этих занятиях проявляют свою фантазию, выражают
свои эмоции на бумаге.
7.Декоративно-прикладное
искусство.
На
занятиях
обучающиеся
знакомятся
с
декоративной росписью, также выполняют открытки, плакаты к разнообразным праздникам.
8. Жанровая живопись. Дети рисуют картины на разнообразные темы.
9.Итоговое занятие. Определение степени достижения результатов.
форма контроля – интервью.
Теоретическая
Практическая форма контроля – викторина.
1.3.5. Планируемые результаты
Личностные:
Сформированы навыки общей культуры личности.
Предметные:
Демонстрируют умения создания художественных
образов
Знают основные театральные термины, имеют культуру восприятия сценического
действия, сформирован интерес к театральному искусству.
имеют представление основных правил постановки корпуса, рук, ног и головы,
ориентиров в пространстве (танцевальные рисунки) по инструкции педагога, основ
постановочной деятельности в танцах.
Метапредметные:
выработаны коммуникативные навыки (работа в группах);
сформированы умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
19
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
занятий
1г.о.
01.09.2024
Дата
окончания
занятий
31.05.2025
2 г.о.
02.09.2025
31.05.2026
Кол-во
учебных
недель
36
36
Кол-во
дней
Кол-во
часов
72
108
72
108
Режим
занятий
Понедельник
–
17.0018.00,
суббота
–
10.00.-13.00
суббота
–
10.00.-13.00
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение ДОП
•
Кабинет, оборудованный согласно нормам САНПин;
•
Стулья для воспитанников;
•
Столы для учащихся
•
Рабочее место для педагога
•
Шкафы для методической литературы
•
Оборудованная сцена
•
Костюмерная
•
Технические средства
Компьютер, аудио и видеотехника, микрофоны;
•
Дидактический материал
Библиотека справочных изданий по предмету; аудиозаписи детских песен,
релаксационной музыки, классической музыки; карточки с изображениями
различных эмоций, портреты людей, рисунки и
фотографии животных;
карточки с изображениями сказочных героев;
листы с контурами для дорисовывания;
20
диагностический инструментарий для изучения результатов обучения.
настольный театр,
раздаточный материал "Грим", "Мимика»,
методическая папка-накопитель, глоссарий
театрала и др.
•
Раздаточный материал - кисти для рисования, для клея, ножницы, линейка.
•
Расходный материал - плотный картон, ватман, цветной картон, бумага для
рисования, цветная двухсторонняя бумага, гофрированная бумага, проволока, леска,
гуашь, карандаши, фломастеры, краски акварельные
2.2.2. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Учение с увлечением»
обеспечивается педагогами дополнительного образования, имеющими высшее образование,
соответствующее
социально-гуманитарной
направленности
и
отвечающим
профессиональному стандарту по должности «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н).
2.2.3. Информационно-методическое обеспечение
Методы, приемы и технологии преподавания. В процесс обучения вошли такие методы, как
наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие
самостоятельности, активности, наглядные, словесные, практические и игровые методы, а также
современные образовательные технологии, такие как здоровье сберегающие, информационно
коммуникационные, развивающие, коррекционные, личностно-ориентированные и проектные.
Педагогические технологии организации учебных занятий. В условиях реализации программы
наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология,
технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего
обучения, здоровье сберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые
технологии, модульная технология
Применяемые на занятиях цифровых ресурсов, платформ и тренажеров. Российские
цифровые образовательные платформы: «Просвещение», Российская электронная школа (РЭШ),
21
«Фоксфорд». Тренажеры: «ЯКласс». Интерактивные дидактические материалы. Рабочая тетрадь
«Где живут эмоции».
2.2.4. Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с планом воспитательной
работы. (Приложение 1).
2.2.5. Формы аттестации/контроля
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы — это
выступление на праздниках, участие в мероприятиях, концертах, конкурсах, фестивалях,
инсценирование сказок, сценок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Педагогическая диагностика на начало и окончание учебного года. Оформление портфолио с
детскими работами, достижениями и результатами наблюдений за развитием ребенка. Ежегодным
итогом работы является отчетное итоговое занятие, где свои успехи демонстрирует каждый из
детей.
Порядок проведения предварительного, промежуточного/текущего и итогового контроля на
период обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
1 год обучения
2 год обучения
Предварительный
Сентябрь
Текущий
Октябрь-апрель
Промежуточный
Май
Текущий
Сентябрь
Текущий
Октябрь-апрель
Итоговый
Май
Формы, периодичность и порядок предварительного контроля.
Предварительная аттестация проходит в начале обучения. Формы: творческие задания,
тесты, викторины и т.д., разработанных педагогом. Данные предварительного контроля
фиксируются в мониторинговой карте.
Формы, периодичность и порядок промежуточного контроля освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
22
Промежуточная аттестация проводится с целью определения степени усвоения материала,
качества освоения содержания общеобразовательных программ. Оценочные материалы для
проведения аттестации разрабатываются педагогом. Содержание программы промежуточной
аттестации
определяется
педагогом
на
основании
содержания
дополнительной
общеобразовательной программы. Формы проведения промежуточной аттестации: беседа,
викторина, конкурс, кроссворд, соревнование, контрольная работа, тестирование, творческий отчет,
выставка, доклад и др. Данные промежуточного контроля фиксируются в мониторинговой карте.
Формы, периодичность и порядок итогового контроля освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Итоговая
аттестация
проводится
при
завершении
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной программе. Формы проведения: итоговое занятие, отчетный концерт.
Данные итогового контроля фиксируются в мониторинговой карте, в протоколах результатов
итоговой аттестации.
Пакет диагностик: «Наша группа", "Этический диктант", "Кактус", "Круги", "Мой чёрнобелый портрет", тесты, викторины по программному материалу.
2.2.6. Оценочные материалы
Диагностические материалы (протоколы, тесты, диагностическая карта и т.д.) представлены
в Приложении. (Приложение 2).
2.2.7. Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015, №4, с. 24.
2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2011.
3. Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. «Театрализованные инсценировки сказок в детском
саду», Волгоград: Учитель, 2018
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2012.
5. Журова Л.Е.«Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»:
рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста/ Журова Л.Е., Кузнецова М. И., 2е издание, доработанное – М.: Вентана-Граф,2013.-80 с.:ил.- (Предшкольная пора)
6. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»- СПб
«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010
23
7. Порте П. Учимся рисовать от А до Я./ Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2015. – 64с.
8. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. –
М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2015. – 64с.
9.Салмина Н.Г., Глебова А. О. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
«Учимся рисовать»: «Графика, живопись и народные промыслы». - М.: Вентана
Граф,2012.-95с.
10.Энциклопедия рисования / Авт. – сост. М. В. Адамчик – Минск; Харвест, 2010. – 128с.
24
Приложение 1
План воспитательной работы
№
Направление
воспитательной работы
Название
мероприятия
1
Работа с родителями
Родительское
собрание
2
Гражданско
патриотическое
3
Воспитание здорового
образа жизни и
экологической культуры
Праздничные
мероприятия,
посвященные Дню
народного
единства
Веселые старты
4
Конкурс рисунков
5
Сроки
Ответственный
проведения
октябрь,
декабрь,
март
ноябрь
Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования
декабрь
Педагог
дополнительного
образования
«Добровольцы –
это сила!»
декабрь
Эстетическое развитие
Выставка
изобразительных
работ
декабрь
Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования
6
Гражданско
патриотическое
Соревнование «К
защите Родины
будь готов!»
февраль
Педагог
дополнительного
образования
7
Эстетическое развитие
Международный
день театра
Март
Педагог
дополнительного
образования
8
Эстетическое развитие
Международный
день танцев
Апрель
Педагог
дополнительного
образования
9
Гражданско
патриотическое
Международный
день семьи
Май
Педагог
дополнительного
образования
25
Приложение 2
Оценочные материалы
Тест «Круги».
Оценивается продуктивность невербального общения. Ребенку предлагается бланк с
изображением 20 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За
ограниченное время надо нарисовать максимальное количество объектов. Включающих в себя круг.
Подсчитывается количество объектов и разнообразие тематики рисунков.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова.
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее
направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени,
сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Беседа:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4. У кактуса есть соседи?
5. Какие растения его соседи?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат
и близко расположены.
Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу
Демонстративность, открытость: наличие выступающих
листа.
отростков, необычность форм.
26
Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по
контуру или внутри кактуса.
Оптимизм: использование ярких цветов.
Тревога: использование темных цветов, внутренней
штриховки, прерывистые линии.
Женственность: наличие украшения, цветов, мягких
линий, форм.
Экстравертированность:
наличие
других
кактусов, цветов.
Интровертированность: изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите: наличие цветочного
горшка.
Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Изучение коммуникативных умений. (диагностика проводится в начале и в конце учебного года).
Подготовка исследования:
Приготовить силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, 2 набора по 6
цветных карандашей, лист бумаги.
Первая серия:
Детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составляли
пару, были одинаковые.
Вторая серия:
Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая что карандашами нужно
делиться.
Уровни развития коммуникативных умений:
Параметры оценки:
1.Дети умеют договариваться, приходить к общему решению, уговаривают, убеждают (1бал).
2.Осуществление взаимного контроля: замечают друг у друга отступления от первоначального
замысла, умеют договариваться (1 бал).
3.Положительно относятся к результату деятельности, своему и партнера (1 балл).
4.Осущесвление взаимопомощи по ходу рисования (1 бал).
5.Умеют рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами) (1 бал).
1.(4-5баллов) - высокий уровень.
27
2.(2-3балла) - средний уровень.
3.(0-1балла) - низкий уровень.
Протокол
результатов итоговой
аттестации обучающихся
объединения
творческого
202__-202__ учебного года
Название творческого объединения «Малышок»
Фамилия, имя, отчество педагога Школа В. Л., Сенчихина М. С.
№ группы 1
Дата проведения _________________
Форма проведения творческие задания
Форма оценки результатов
уровневый
Члены аттестационной комиссии _____________________________________
Результаты итоговой аттестации
№ Фамилия, имя
Этап обучения
п/п ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Год
обучения
Содержание
аттестации
Уровень
усвоения
знаний
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
Творческие
задания
По результатам итоговой аттестации
__обучающихся переведены на следующий этап (год) обучения, __
оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году),
__обучающихся закончили обучение.
Подпись педагога____________________________________________________________
Подписи членов аттестационной комиссии ______________________________________