2
Содержание программы:
1. Комплекс основных характеристик программы .......................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ..................................................................... …………..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………...5
1.3. Цель и задачи 1 года обучения………………………………………………...5
1.4. Учебный план 1 года обучения……………………………………..................5
1.5. Содержание программы 1 года обучения………………………………..........8
1.6. Планируемые результаты 1 года обучения…………………………………..10
1.7 Цели и задачи 2 года обучения…………………………………….................11
1.8. Учебный план 2 года обучения…………………………………….................11
1.9. Содержание программы 2 года обучения…………………………................13
1.10. Планируемые результаты 2 года обучения………………………................
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................................. 13
2.1 Календарный учебный график ................................................................................. 13
2.2 Условия реализации программы .............................................................................. 13
2.2.1 Материально-техническое оснащение программы ............................................. 13
2.2.2 Кадровое обеспечение программы........................................................................ 13
2.2.3 Информационно-методическое обеспечение....................................................... 14
2.3 Формы аттестации ..................................................................................................... 14
2.4 Оценочные материалы .............................................................................................. 14
2.5 Список литературы .................................................................................................... 14
2.5.1. Интернет - ресурсы ............................................................................................... 15
2.5.2. Список литературы для педагога ......................................................................... 15
2.5.3. Список литературы для обучающихся и родителей........................................... 16
2.5.4. Нормативные документы ...................................................................................... 20
Приложение 1. ........................................................................................................................ 17
Приложение 2. ........................................................................................................................ 26
3
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экология» направлена на
развитие экологического мышления и чувства ответственности за природу у
обучающихся.
Актуальность программы
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития
дополнительного образования, дополнительное образование направлено на формирование
и развитие творческих способностей обучающихся , а востребованными являются те
дополнительные общеразвивающие программы, которые дают возможность обучающимся
проявить себя в социально значимой практической деятельности.
Система образования все чаще включает в себя темы экологии и устойчивого развития.
Программа «Занимательная экология» отвечает на запрос времени, предлагая доступные и
интересные формы изучения экологических основ. Она позволяет детям и подросткам не
только получать теоретические знания, но и применять их на практике, что важно для
формирования устойчивых экологических привычек.
Формирование экологического сознания у подрастающего поколения — ключевая задача
для обеспечения устойчивого будущего. Программа напрямую способствует развитию у
детей навыков критического мышления, ответственности за окружающую среду, а также
стремления к активным действиям по ее защите. Важно, чтобы у детей возникло желание
не только говорить о проблемах экологии, но и участвовать в их решении. Актуальность
дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании условий для
развития и воспитания обучающихся через их практическую деятельность в области
экологии. Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность и экозащиту помогает
воспитать у них чувство социальной ответственности и активной гражданской позиции.
Программа активно предполагает проведение различных акций и проектов, что
способствует не только развитию личной инициативы, но и укреплению чувства общности
среди участников.
Новизна. Новизна программы «Занимательная экология» заключается в инновационном
подходе к организации образовательного процесса, который построен на принципах
модульности и гибкости. Экология – это наука, в которой важнейшее место занимают
наблюдения и эксперименты в природе, поэтому в основу модулей программы положен
экскурсионно-практический принцип, исследовательская и проектная деятельность.
Тип программы: одноуровневая.
Уровень сложности программы: Стартовый уровень
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности:
модульная
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Адресат программы: программа актуальна для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет.
Объём и сроки освоения программы:
Период
1 г.о.
Сентябрь
2024 г. – май
2025 г.
2 г.о.
Сентябрь
Продолжите
льность
занятий
Кол-во
занятий
в неделю
Кол-во
часов
в неделю
Кол-во
недель
2
2
4
36
2
3
6
36
Всего
кол-во
часов
144
216
4
2025г.
-май 2026 г.
Итого
72
360
Форма обучения: очная.
Форма организации работы: групповая
Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий, проектную
деятельность и практическую деятельность обучающихся.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов.
Основой изучения теоретических занятий является раскрытие понятий среды,
экологических факторов и их взаимодействия, а также влияние самих организмов на
среду; обобщение взаимосвязи организмов, их влияние друг на друга, что позволяет
подойти к рассмотрению этих аспектов на уровне популяций, т. е. совокупности особей
одного вида. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,
заседаний, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает
поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Практическая деятельность
ориентирована на творческую работу: поделки из бросового материала, работа с глиной и
т. д. Также предусмотрено участие детей в конкурсах и выставках.
Типы занятий:
1. Информационно-познавательный.
2. Мотивационно-стимулирующий.
3. Творческий.
4. Комбинированный.
Виды занятий:
1. Лекционное занятие.
2. Практическое занятие.
3. Консультация.
4. Демонстрация.
5. Выставка.
6. Занятие-игра.
7. Проблемно-поисковое занятие.
8. Дискуссия.
9. Защита и анализ практических и творческих работ.
10.Зачет.
Формы организации деятельности:
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Работа в малых группах.
Объем занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в
неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3 раза в
неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216 часов в год.
Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия проходят в форме
коллективной и совместно – индивидуальной деятельности. Набор детей осуществляется
на добровольной основе – по выбору и желанию ребят и их родителей. Количество детей в
группе – 10 человек. Возраст детей от 7 – до 10 лет. Занятия длятся 45 минут, затем 15
минут перерыв.
1.2. Цели и задачи
Цель:
повышение экологической грамотности, приобретение навыков по охране
окружающей среды.
5
Задачи:
Предметные:
• Познакомить обучающихся с экологией;
• Вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
• Обучить правилам поведения в природе.
Метапредметные:
• Научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• Развивать умение применять технологические знания и умения в
самостоятельной практической деятельности;
• Формировать умение находить решения на поставленные проблемы и
задачи;
Личностные:
• Формировать у школьников интерес к бережному отношению к природе;
• Формировать коммуникативные способности личности ребёнка,
уважительное отношение к членам коллектива;
• Формировать умение адекватно оценивать свою работу;
• Воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
• Воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и
аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца;
• Формировать
потребность
к
саморазвитию,
самостоятельности,
активности.
Цель 1 года обучения стартового уровня
Развитие познавательных интересов обучающихся к окружающему миру посредством
повышения экологической грамотности.
Задачи 1 года обучения стартового уровня
Предметные: Познакомить обучающихся с экологией;
Метапредметные: Развивать умение применять технологические знания и умения
в самостоятельной практической деятельности;
Личностные: Формировать у обучающихся интерес к бережному отношению к
природе.
Учебный план 1 года обучения стартового уровня
1 год обучения (144 часа, 4 часа в неделю)
№
п/п
1.1
Название
раздела, темы
Знакомство.
Техника
безопасности,
техника пожарной
безопасности
и
правил дорожного
движения.
Игра
«Поле чудес»
Количество часов
Теория Практика
Всего
1. Вводное занятие (2 часа)
1
1
2
Формы
аттестации/контроля
Экскурсия.
Собеседование
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.1.
5.2.
5.3.
Что
такое
экология?
Окружающая
среда
и
окружающая
природа
Живое-неживое
6
2. Введение в экологию (22 часа)
1
1
2
Опрос
Собеседование
1
3
4
1
3
4
Человек и природа
1
3
4
Экологические
1
3
4
законы и правила
Экология родного
1
3
4
края
3. Охрана окружающей среды (40 часов)
Самостоятельна
работа
Опрос
Собеседование
Выставка
Охрана
Презентации
растительного
4
4
8
мира
Утилизация
Самостоятельная
3
5
8
отходов
работа
Защита
редких
Беседа
видов растений и
4
4
8
животных
Чистый воздух и
Тестирование, игры
4
4
8
вода
Меры по борьбе с
4
4
8
загрязнением
4. Вода - источник жизни (24 часа)
5.
Выставки, конкурсы
Здоровье и вода
2
3
5
Экология
Тестирование,
2
2
4
водоемов
Водный транспорт
Тестирование
и его влияние на
2
2
4
экологию
Регулирование
2
2
4
режима воды
Загрязнение воды
Самостоятельная
и способы его
3
4
7
работа
предотвращения
5.Солнце и свет в нашей жизни (10 часов)
Фотосинтез и его
значение
Витамин
Д
и
солнце
Солнечная
энергия
как
источник
электричества
2
2
4
1
1
2
Тестирование
Творческая работа
Выставка
2
2
4
6. Весенние работы (34 часа)
7
Посадка
2
4
6
семян и рассады
Уход
за
растениями
2
4
6
весной
Весеннее
2
4
6
обновление сада
Подготовка почвы
4
6
10
к посевам
Борьба
с
вредителями
и
2
4
6
болезнями
растений весной
7. Самостоятельная работа (8 часов)
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
Организация
экологических
мероприятий
и
акций
Проведение
научнопрактических
экспериментов в
области
охраны
окружающей
среды.
7.1.
7.2.
Тестирование
0
4
4
Опрос
Творческая работа
Выставка
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческая работа
4
4
8. Итоговое занятие (2 часа)
8.1.
0
2
2
ИТОГО:
27
117
144
Итоговое
тестирование.
Творческая работа,
выставка
Содержание программы 1 года обучения стартового уровня
Раздел 1: Вводное занятие.
1.1.«Знакомство. Техника безопасности, техника пожарной безопасности и правил
дорожного движения. Игра «Поле чудес»
Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности,
техника пожарной безопасности и правил дорожного движения.
Практика: Предварительный контроль (выявление уровня первичной подготовки
в данном виде деятельности). Познакомить детей с перспективами личностного роста.
Экскурсия по кабинету, по Дому творчества.
Раздел 2: «Введение в экологию»
2.1. «Что такое экология?»
Теория: Общие понятия экологии. Основные законы экологии. Цели и задачи модуля
«Экология родного края». Причины нарушения экологического баланса.
Практика: Первичная диагностика знаний, умений и навыков по темам модуля. Игровой
8
практикум – викторины, дидактические игры.
2.2. «Окружающая среда и окружающая природа».
Теория: Организм и окружающая среда. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное
сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы.
Электричество в воздухе: молнии. Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка.
Восход и закат солнца. Лавины. Зависимость живого от природных явлений.
Практика: Презентация «Природа и мы»
2.3. «Живое-неживое».
Теория: Многообразие живой и неживой природы. Предметы и явления. Солнце неживое, но
милое, родное. Без почвы и воды не случилось бы беды. Загрязнение окружающей среды. Камни,
песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная
красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые
пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это
интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода
источник жизни на Земле. Озёра- это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды
на
суше.
Как
снег
становится
льдом.
Во
власти
вечной
мерзлоты.
Практика: Опытническая работа: «Влияние солнечного света на рост и развитие растения».
2.4. «Человек и природа».
Теория: Место человека в природе. Человек – дитя природы, а не хозяин. Природоохранная
деятельность человека. От динозавров до человека. Как возникли и почему вымерли динозавры.
Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров и других животных.
Деятельность человека.
Практика: Участие в викторинах, конкурсах.
Раздел 3: «Охрана окружающей среды»
3.1. Охрана растительного мира.
Теория: Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в
дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы
и
необходимость
природоохранной
деятельности.
Практика: создание экологических знаков и памяток.
3.2. Утилизация отходов
Теория: Окружающая среда и экологические факторы:. Понятие природопользования.
Виды природопользования: рациональное и нерациональное природопользование..
Практика: Первичная диагностика знаний, умений и навыков по темам модуля. Диспут
«Живая, неживая природа и прямое воздействие на них человека». Опрос. Тестирование,
игры, беседы, презентации.
3.3. Защита редких видов растений и животных
Теория: редкие виды растений и животных нуждаются в особой охране, чтобы сохранить
биоразнообразие экосистем
Практика: проведение мониторинга популяции редких видов .
3.4. Чистый воздух и вода
Теория: чистый воздух и вода являются основными компонентами здоровой окружающей
среды, необходимой для жизни человека и других организмов.
Практика: снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, использование
фильтрации и очистки для улучшения качества воздуха и воды.
3.5. Меры по борьбе с загрязнением
Теория: загрязнение окружающей среды приводит к разрушению экосистем и угрожает
здоровью людей.
Практика: сокращение использования пластика и химических веществ, проведение
образовательных акций по экологии.
Раздел 4: «Вода - источник жизни»
4.1. Здоровье и вода
Теория:
9
Качество питьевой воды. Основные факторы загрязнения воды. Очистка и
обеззараживание. Новые системы очистки воды.
Практика: Познавательные опыты с водой «Вода и соль», «Вода и бумага» и др. Опыты
по фильтрации воды. Экскурсия на ближайший водоем с целью исследования состояния
воды: определение цветности, мутности, запаха воды, внешнего вида водоема.
Оформление отчета по результатам экскурсии. Подготовка и выступления учащихся с
сообщениями по теме «Очистка воды». Тестирование, Выставки, конкурсы.
4.2. Экология водоемов
Теория: водоемы являются важными экосистемами, которые поддерживают
биоразнообразие и обеспечивают чистую питьевую воду.
Практика:
очистка водоемов от загрязнений, восстановление береговых зон и
организация мониторинга качества воды.
4.3. Водный транспорт и его влияние на экологию
Теория: водный транспорт оказывает влияние на окружающую среду, включая водные
экосистемы и качество воды.
Практика:
очистка водоемов от загрязнений, восстановление береговых зон и
организация мониторинга качества воды.
4.4. Регулирование режима воды
Теория: регулирование режима воды в реках и озерах имеет важное значение для
сохранения баланса в экосистемах.
Практика: Подготовка и выступления учащихся с сообщениями по теме «Зачем беречь
воду». Тестирование, Выставки, конкурсы.
4.5. Загрязнение воды и способы его предотвращения
Теория: опасные вещества в водоемах.
Практика: Переход на многоразовые контейнеры и сумки.
Раздел 5: «Солнце и свет в нашей жизни»
5.1. Фотосинтез и его значение
Теория: Показать учащимся ценность содержания и целостность окружающего мира,
связь человека с природой; способствовать формированию активной жизненной и
познавательной позиции школьников.
Практика: Показ и обсуждения материала с иллюстрациями на тему «Солнце и свет в
нашей жизни» . Подготовка наглядного материала по теме – листовки, плакаты, рисунки.
Игровой практикум. Творческая работа, выставка. Создание зеленых уголков
5.2. Витамин Д и солнце
Теория: Витамин D синтезируется в коже человека под воздействием солнечного света.
Он играет важную роль в поддержании здоровья костей и иммунитета.
Практика: Организация активностей на улице в солнечные дни. Проведение семинаров о
продуктах, богатых витамином D (жирная рыба, молочные продукты).
5.3. Солнечная энергия как источник электричества
Теория: Солнечная энергия может быть преобразована в электричество с помощью
солнечных панелей, используя фотоэлектрический эффект.
Практика: Проведение мастер-классов о принципах работы солнечных батарей.
Раздел 6: «Весенние работы»
6.1. Посадка семян и рассады
Теория: Направления деятельности юного эколога.
Практика: Посадка цветочных клумб и наблюдением за их ростом и цветением.
Организация и проведение акций - «Внимание первоцвет!», конкурс на лучший
скворечник, кормушку, «Чистый лес!», «Чистый город!» , «Чистый берег!» и др. Участие
в проекте «Бездомные животные».
6.2. Уход за растениями весной
Теория: полив и профилактика заболевания растений.
Практика: Разработка планов ухода за растениями
10
6.3. Весеннее обновление сада
Теория: современные методы ландшафтного дизайна.
Практика: Организация акций по обмену излишками растений и семян среди садоводов.
6.4. Подготовка почвы к посевам
Теория: Принципы компостирования для улучшения структуры почвы.
Практика: Изучение состава почвы и ее pH.
6.5. Борьба с вредителями и болезнями растений весной
Теория: применения профилактических и лечебных мер.
Практика: Наблюдение за состоянием растений и идентификация вредителей.
Раздел 7: Самостоятельная работа.
7.1. Организация экологических мероприятий и акций
Практика: Предложить детям занятие на свободную тему. Дать возможность проявить
себя, дать время на творчество, выдумку и фантазию.
7.2. Проведение научно-практических экспериментов в области охраны окружающей
среды.
Практика: Проведение научно-практических экспериментов в области охраны
окружающей среды.
Раздел 8: Итоговое занятие.
Практика:
Теоретическая и практическая форма контроля. Определение степени
достижения результатов с использованием оценочных материалов подведения итогов
реализации программы «Занимательная экология».
Планируемы результаты 1 года обучения стартового уровня
Предметные: Изучили основы экологии;
Метапредметные: Умеют
применять технологические знания и умения в
самостоятельной практической деятельности;
Личностные: Сформирован интерес к бережному отношению к природе.
Цель 2 года обучения стартового уровня
Цель: повышение экологической грамотности, приобретение навыков по охране
окружающей среды.
Задачи 2 года обучения стартового уровня
Задачи:
Предметные:
• Познакомить детей с экологией;
• Вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
• Обучить правилам поведения в природе.
Метапредметные:
• Научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• Развивать умение применять технологические знания и умения в
самостоятельной практической деятельности;
• Формировать умение находить решения на поставленные проблемы и
задачи;
Личностные:
• Формировать у обучающихся интерес к бережному отношению к природе;
• Формировать коммуникативные способности личности ребёнка,
уважительное отношение к членам коллектива;
11
• Формировать умение адекватно оценивать свою работу;
• Воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
• Воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и
аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца;
• Формировать
потребность
к
саморазвитию,
самостоятельности,
активности.
Учебный план 2 года обучения стартового уровня
2 год обучения (216 часов, 6 часов в неделю)
п/п
1.1.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
№
Название
раздела
Количество
часов
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
Всего
1. Место человека в мире природы.(2 часа)
Техника
1
1
безопасности,
техника пожарной
2
Беседа.
безопасности
и
правил дорожного
движения.
2.Ярусы леса.( 28 часа)
Самостоятельна
2
3
Определение
работа.
5
ярусов леса
Опрос, выставка.
Самостоятельна
2
3
Функции каждого
работа.
5
яруса
Животные,
4
4
обитающие
в
Опрос, выставка.
8
разных ярусах
Растительность
2
3
выставка.
5
ярусов
Опасности
для
2
4
Опрос, выставка.
5
лесных ярусов
3. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.(30 часов)
Тестирование, игры,
Роль бактерий в
беседы,
презентации и
2
4
6
экосистеме
т. д.
Вирусы: природа
игры, беседы,
3
3
6
и характеристики
презентации
Бактерии
и
игры, беседы,
2
4
6
здоровье человека
презентации
Бактерии
в
игры, беседы,
2
4
6
промышленности
презентации.
Экологические
2
4
игры, беседы,
последствия
презентации.
6
вирусных
Выставки.
заболеваний
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.1
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
12
4. Разнообразие животных, условия их жизни (27 часов)
Классификация
Тестирование,
2
4
6
животных
Выставки, конкурсы
Адаптация
к
Тестирование,
2
2
4
условиям жизни
Выставки, конкурсы
Местообитания
Тестирование,
2
2
4
животных
Выставки, конкурсы
Взаимоотношения
2
2
Тестирование,
между
4
Выставки, конкурсы
животными
Значение
Тестирование,
2
2
4
биоразнообразия
Выставки, конкурсы
Забота о редких и
2
3
Тестирование,
исчезающих
5
Выставки, конкурсы
видах
5.Охрана воздуха.(30 часов)
Основные
3
4
загрязнители
Опрос
7
воздуха
Самостоятельна
3
4
Методы очистки
работа.
7
воздуха
Роль растений в
4
4
8
очистке воздуха
Международные
4
4
усилия по охране
8
воздуха
6.Озеленим наш дом.(30 часов)
Польза
2
4
6
озеленения
Выбор растений
2
4
6
для озеленения
Создание
2
4
6
экосистемы
Роль
зелёных
2
4
насаждений
в
6
снижении
загрязнений
Эстетика
2
4
6
озеленения
7. Красная книга(23 часов)
2
2
Что такое Красная
4
книга
Редкие
виды
животных
и
растений
Причины
угроз
для исчезающих
видов
Проекты
по
охране
2
2
2
2
2
2
4
4
4
Опрос
выставка
Творческая работа,
Опрос.
Творческая работа
Опрос.
Творческая работа
Тестирование, игры,
беседы, презентации и
т. д.
игры, презентации и
т. д.
презентации
Тестирование
13
7.5.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
9.1.
9.2.
10.
исчезающих
видов
Значение
3
4
биоразнообразия
7
для экосистем
8. Экология и питание.(36 часов)
Влияние
2
4
производства
пищи
на
6
окружающую
среду
Устойчивое
2
4
сельское
6
хозяйство
Питание
и
2
4
6
здоровье
Ограничение
2
4
6
отходов от пищи
Климат и питание
2
4
6
Экологическая
2
4
сознательность
6
при выборе еды
9. Самостоятельная работа.(8 часов)
Организация
4
экологических
4
мероприятий
и
акций
Проведение
4
научнопрактических
экспериментов в
4
области охраны
окружающей
среды.
10. Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
ИТОГО:
65
2
151
2
216
Тестирование, игры,
беседы, презентации и
т. д.
Тестирование,
Тестирование,
презентации
игры, презентации
беседы, презентации
Тестирование
Творческая работа,
Творческая работа,
Итоговое
тестирование.
Творческая работа
Содержание программы 2 года обучения стартового уровня
Раздел 1: Вводное занятие.
1.Вводное занятие
Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности,
техника пожарной безопасности и правил дорожного движения.
Практические занятия. Предварительный контроль (выявление уровня первичной
подготовки в данном виде деятельности). Познакомить обучающихся с перспективами
личностного роста.
2.1.Определение ярусов леса
Раздел 2: «Ярусы леса»
14
Теория: изучение структуры леса: высокие деревья, подлесок, травяной ярус.
Практика: Создание схемы (модели) ярусов леса.
2.2. Функции каждого яруса
Теория: Экологические роли, такие как поглощение углерода, создание укрытий.
Практика: Исследование местного леса с целью наблюдения функций ярусов.
2.3. Животные, обитающие в разных ярусах
Теория: Определение видов (птицы, млекопитающие, насекомые).
Практика: Создание дневника наблюдений за животными в разных ярусах.
2.4. Растительность ярусов
Теория: Изучение типов растений, их адаптация к условиям яруса.
Практика: Классификация растительности в школьном саду или парке.
2.5. Опасности для лесных ярусов
Теория: Изучение угрожающих факторов: вырубка лесов, болезни.
Практика: Организация акции по посадке деревьев.
Раздел 3: «Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.»
3.1. Роль бактерий в снижении загрязнений.
Теория: Бактерии как разложители, их значение в циклах веществ.
Практика: Построение компоста и наблюдение за процессом разложения.
3.2. Вирусы: природа и характеристики
Теория: Структура вирусов и их жизненный цикл.
Практика: Моделирование вируса из подручных материалов.
3.3. Бактерии и здоровье человека
Теория: Полезные и патогенные бактерии, их влияние на организм.
Практика: Эксперименты по изучению микробов на разных поверхностях.
3.4. Бактерии в промышленности
Теория: Использование бактерий в производстве (йогурты, антибиотики).
Практика: Приготовление йогурта в кружке.
3.5. Экологические последствия вирусных заболеваний
Теория: Как мутации вирусов влияют на экосистемы.
Практика: Исследование случаев, когда болезни влияли на вымирание видов.
Раздел 4: «Разнообразие животных, условия их жизни»
4.1. Классификация животных
Теория: Систематика видов и их место в экосистеме.
Практика: Создание карточек с классификацией разных видов.
4.2. Адаптация к условиям жизни
Теория: Примеры адаптаций у различных животных.
Практика: Исследование адаптаций местных видов.
4.3. Местообитания животных
Теория: Разнообразие местообитаний и их значение.
Практика: Экскурсии по местным местообитаниям.
4.4. Взаимоотношения между животными
Теория: Парази́тизм, симбиоз, хищничество.
Практика: Проведение ролевых игр с разными экосистемами.
4.5. Значение биоразнообразия
Теория: Как разнообразие видов способствует устойчивости экосистем.
Практика: Дискуссия о случаях вымирания видов.
4.6. Забота о редких и исчезающих видах
Теория: Причины исчезновения и охрана.
Практика: Разработка проекта по охране местных редких видов.
Раздел 5: «Охрана воздуха»
5.1. Основные загрязнители воздуха
15
Теория: Виды загрязнителей и их источники.
Практика: Проведение тестов на загрязнение воздуха.
5.2. Методы очистки воздуха
Теория: Технологии, используемые для очистки.
Практика: Демо-эксперимент по очистке воздуха с помощью растений.
5.3. Роль растений в очистке воздуха
Теория: Как растения поглощают углерод и выделяют кислород.
Практика: Посадка растений
5.4. Международные усилия по охране воздуха
Теория: Роль международных организаций в охране экологии.
Практика: Организация мини-субботников по очистке своего района.
Раздел 6: «Озеленим наш дом»
6.1. Польза озеленения
Теория: Экологические, социальные и экономические выгоды.
Практика: Создание плана озеленения
6.2. Выбор растений для озеленения
Теория: Оценка местного климата и почвы для выбора растений.
Практика: Исследование и выбор растений для учебного сада.
6.3. Создание экосистемы
Теория: Как создать устойчивую экосистему с растениями и животными.
Практика: Проект «мини-экосистема»
6.4. Роль зелёных насаждений в снижении загрязнений
Теория: Способы, как растения очищают воздух и почву.
Практика: Исследование влияния деревьев на городскую среду.
6.5. Эстетика озеленения
Теория: Как растения влияют на эмоциональное состояние людей.
Практика: Реализация арт-проекта с использованием растительности.
Раздел 7: Красная книга
7.1. Что такое Красная книга
Теория: Понятие и цель Красной книги (защита исчезающих видов).
Практика: Создание информативного постера о значении Красной книги.
7.2. Редкие виды животных и растений
Теория: Изучение местных редких видов из Красной книги.
Практика: презентация.
7.3. Причины угроз для исчезающих видов
Теория: Человеческая деятельность как основной фактор.
Практика: Дискуссия о путях сохранения редких видов.
7.4. Проекты по охране исчезающих видов
Теория: Изучение успешных примеров охраны природных ресурсов.
Практика: Разработка собственного проекта охраны местных видов.
7.5. Значение биоразнообразия для экосистем
Теория: Как разнообразие видов способствует устойчивости окружающей среды.
Практика: Исследование местных экосистем и их биоразнообразия.
Раздел 8: Экология и питание
8.1. Влияние производства пищи на окружающую среду
Теория: Углеродный след и загрязнение от сельского хозяйства.
Практика: Анализ местных источников продовольствия.
8.2. Устойчивое сельское хозяйство
Теория: Принципы экологически чистого земледелия.
Практика: Презентация сельского хозяйства
16
8.3. Питание и здоровье
Теория: Как экология питания влияет на здоровье человека.
Практика: презентация «зеленый обед»
8.4. Ограничение отходов от пищи
Теория: Способы уменьшения пищевых отходов.
Практика: Акция об уменьшения пищевых отходов.
8.5. Климат и питание
Теория: Как изменение климата затрагивает сельское хозяйство.
Практика: Прогнозирование последствий изменения климата для местных продуктов.
8.6. Экологическая сознательность при выборе еды
Теория: Влияние выбора продуктов на экологию.
Практика: Создание рейтинга локальных производителей и их влияние на экосистему.
Раздел 9: Самостоятельная работа.
9.1. Организация экологических мероприятий и акций
Практика: Предложить детям занятие на свободную тему. Дать возможность проявить
себя, дать время на творчество, выдумку и фантазию.
9.2. Проведение научно-практических экспериментов в области охраны окружающей
среды.
Практика: Проведение научно-практических экспериментов в области охраны
окружающей среды.
Раздел10: Итоговые занятия.
Практические занятия. Итоговое занятие. Теоретическая и практическая форма
контроля. Определение степени достижения результатов с использованием оценочных
материалов подведения итогов реализации программы «Занимательная экология».
Планируемы результаты 2 года обучения стартового уровня
1.5. Планируемые результаты.
Предметные:
• Обучающиеся познакомились с экологией и осознали важность бережного отношения к
природе ;
• Обучающиеся были вовлечены в практическую природоохранную деятельность и
приобрели навыки ухаживания за окружающей средой;
• Освоили правила поведения в природе и теперь соблюдают их;.
Метапредметные:
• Научились поставлять новые цели в учебе и познавательной деятельности, развивали
свои мотивы и интересы;
• Развили умение применять технологические знания и умения в самостоятельной
практической деятельности;
• Сформировали умение находить решения на поставленные проблемы и задачи;
Личностные:
• Сформировали интерес к бережному отношению к природе;
• Сформировали коммуникативные способности личности ребёнка, уважительное
отношение к членам коллектива;
• Сформировали умение адекватно оценивать свою работу;
• Сформировали бережное отношение к своему и чужому труду;
• Сформировали трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и аккуратность при
17
выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца;
• Сформировали потребность к саморазвитию, самостоятельности, активности.
1.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения
1 г.о.
2 г.о.
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Кол-во
учебных
недель
Кол-во
часов
Режим занятий
09.09.2024г.
31.05.2025
36
144
2 раза в неделю по 2
часа
1.09.2025г.
31.05.2026
36
216
3 раза в неделю по 2
часа
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое оснащение программы
Технические средства–ноутбук-1 шт., интерактивная доска-1 шт.
Организация пространства для реализации программы– Кабинет отвечает
санитарно-гигиеническим нормам. В кабинете имеется:
• Технические средства обучения (см. выше)
• Столы-8 шт. и стулья-10 шт;
• Шкафы для хранения материала-2 шт.;
• Витрины для выставок- 2 шт.;
• Стенды по технике безопасности;
• Микроскоп;
• Информационный стенд (Списки обучающихся по группам, расписание, план
мероприятий ТО; правила для обучающихся, информация о последних достижениях ТО)
• Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень квалификации
педагога, краткая характеристика ТО, достижения, расписание)
Ученические столы и стулья удобно и правильно расположены, с левосторонним
светом.
Раздаточный материал -, стеки, кисти для рисования, для клея, ножницы, линейка.
Расходный материал – фоамиран, плотный картон, ватман, бумага чертежная, цветной
картон, бумага для рисования, цветная двухсторонняя бумага, гофрированная бумага,
глина, пластилин, проволока, леска,, гуашь, карандаши, фломастеры, краски акварельные,
природный и бросовый материал, клей ПВА, клей карандаш, деревянные палочки, пряжа,
нитки.
2.2.2 Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная экология» в
2025-2026 учебном году обеспечивается педагогом дополнительного образования,
студенткой 4 курса Национального социально-педагогического колледжа. Данный педагог
отвечает требованиям профессионального стандарта по должности «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 №
652
Информационно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия (тематические подборки
по истории предмета для развития общего кругозора ребенка, соответствующие
18
современным научным воззрениям; материал должен быть доступный по содержанию),
методическая литература.
Дидактический материал - технологические карты, пособия, иллюстрации, папкинакопители, подборка материала: «Растения». «Природа Сахалинской области»,
«Насекомые», «Животные», карточки для занятий «О морских обитателях», «О деревьях»,
О насекомых», «О фруктах», «Об овощах».
Дидактические игры «Цепь питания», «Создай животного», «Кто, где живет», «Выполни
задание», «Четвертый – лишний», «Группы животных», «Найди плоды к каждому
дереву».
Методы обучения:
• беседа,
• лекция,
• просмотр и обсуждение фильмов, видеороликов,
• экскурсии,
• деловые ролевые игры,
• мини-проекты,
• викторины.
Типы занятий:
• занятия творческого типа.
Виды занятий:
• самостоятельная работа,
• практическое занятия,
• презентация,
• игра.
2.3 Формы аттестации
Входной контроль: проводится в форме игры.
Текущий контроль: проводится по окончанию каждого занятия в форме опроса
по теме занятия.
Итоговая аттестация: проводится в форме теста.
2.4 Оценочные материалы
В настоящее время разработана мониторинговая система отслеживания
результатов. Данные контроля фиксируются педагогом в мониторинговой карте. Оценка
при текущем контроле выставляется в виде уровней:
• Низкий уровень 0% - 30% обученности
• Средний уровень 30% - 80%обученности
• Высокий уровень 80% - 100% обученности
(Приложение 4)
19
Список литературы
1. 1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет : практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж :
Учитель, 2002. — 181 с.
2. Бровко, П. Ф. Атлас береговой зоны Сахалина / П. Ф. Бровко ; Администрация
Сахалинской обл.; Владивосток : ФГУП «ИПК Дальпресс», 2002. — 51 с.
3. Ванятинский, В. Ф. Экологические записки Сахалина : информ. бюлл. / Дальпресс.
— Южно-Сахалинск : Дальпресс, 2002. — Вып. №.
4. Фадеева, Г. А. Экологические сказки : пособие для учителей 1–6 кл. / Г. А.
Фадеева. — Волгоград : Учитель, 2004. — 57 с.
5. Хоменко, З. Справочник по физической географии Сахалинской области / З.
Хоменко. — Южно-Сахалинск : Сахалинское книжн. изд-во, 2003. — 103 с.
6. Чан, Г. М. Игры у моря : сборник методич. мат. / Г. М. Чан. — Владивосток : РИЦ
ЭО, 2005. — 156 с.
7. Латынина, Н. Сказки Земли : сказочная географическая азбука. Серия «Через игру
– к совершенству» / Н. Латынина. — Москва : Лист, 1999. — 141 с.
8. Левитман, М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? : книга для внеклассного
чтения / М. Х. Левитман. — СПб.: Союз, 2001. — 77 с.
9. Ласкина, Л. Д. Экологическое образование младших школьников : рекомендации,
конспекты уроков, занимательные материалы / сост. Л. Д. Ласкина и др. — Ростов
н/Д : Феникс, 2011. — 170 с.
10. Мирясова, В. И. Играем в театр : сценарии детских спектаклей о животных / В. И.
Мирясова. — Москва : ГНОМ и Д, 2001. — 47 с.
Список литературы для педагога
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль:
Академия развития, 1997.
3. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
4. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987
5. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
6. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
7. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
8. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
20
9. Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
10. фремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1.
2.
3.
4.
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994
2.5.1. Список литературы для обучающихся и родителей
1. «Мини-энциклопедия в картинках «Жизнь моря», - М: Махаон, 2003
2. «Хочу все знать Загадки моря»: Научно-познавательная литература для младшего и
среднего школьного возраста/ И. Б. Шустова – М: Росмэн, 2000 – 31
3. Художественная литература для детей (Рассказы, сказки, стихотворения, загадки).
4. «Энциклопедия животных»/ М. Авдонина – М: Эксмо, 2007 – 125
2.5.2. Нормативные документы
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 №
304-ФЗ (ст. 1, 2);
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-
21
245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020
г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного
дополнительного образования детей в Сахалинской области».
•
Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Сахалинской области»;
•
Устав образовательного учреждения;
•
Локальные акты образовательного учреждения.
22
Приложение 1
Вопросы к промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения
1. Какие экологические акции и мероприятия ты посетил или организовал сам?
2. Опиши традиции бережного отношения к природе в твоей семье.
3. Перечисли основные проблемы экологии в вашем районе.
4. Назови две игры или активности, направленные на изучение природы
5. Опиши обычаи защиты природы в вашей деревне или городе.
Приложение 2
Оценочные материалы 1 г.о.
Формы контроля подведения итогов реализации программы «Занимательная
экология» ТО «Росинка»
1. Что такое Экология?
2. Какие экологические проблемы есть в вашем районе?
3. Что такое охрана окружающей среды?
4. Какие действия можно предпринять для охраны окружающей среды?
5. Почему вода является источником жизни для всех живых организмов?
6. Какие способы экономии воды вы знаете ?
23
7. Какое влияние оказывает солнце на живые организмы ?
8. Как можно использовать солнечную энергию в повседневной жизни ?
Обработка результатов: 1-3 правильных ответов на вопросы – низкий уровень. 4-7
правильных ответов на вопросы – средний уровень. 8-10 правильных ответов на вопросы
– высокий уровень. Анкета по изучению мотивации к занятиям по программе.
1
Тестовый материал для контрольного опроса обучающихся 2 года обучения
• Что такое экология?
• Перечислите основные законы экологии.
• Какие цели и задачи экологических мероприятий?
• Перечислите правила поведения в живой природе.
• Какие памятники природы вы знаете?
• Назовите особо охраняемые природные территории родного края.
• Когда проводится Международный день защиты животных?
• В чем заключается экологическая безопасность жилища?
• Какие экологические риски ГМО вы можете назвать?
• Какие методы очистки воды вы знаете?
• Какие происшедшие экологические катастрофы вы знаете?
• Назовите виды природоиспользования.
• Назовите животных Сахалинских лесов.
• Назовите факторы разрушения лесов.
• Назовите экологические и природные факторы.
• Назовите особенности временных сезонов Сахалина.
• Какая роль леса в жизни человека?
• Какие проблемы здоровья в жизни современного человека вы знаете?
• Какая роль комнатных растений в жизни человека?
• Перечислите правила ухода за комнатными растениями.
• Какая роль очистных сооружений?
• Какие типы загрязнений существуют?
• Какие мероприятия экологической направленности вы знаете?
Обработка результатов: 1-3 правильных ответов на вопросы – низкий уровень. 4-7
правильных ответов на вопросы – средний уровень. 8-10 правильных ответов на вопросы
– высокий уровень. Анкета по изучению мотивации к занятиям по программе
25
№
Направление
воспитательн
ой работы
Приложение 3
Воспитательная работа.
Название
мероприяти
я
Сроки
проведен
ия
с «Родительск
ое
собрание»
Октябрь,
декабрь,
март
Экологическое
2 воспитание
Подготовка к
районной
экологическо
й выставке
Декабрь,
февраль,
май
Воспитание
здорового образа
3 жизни и
экологической
культуры
Экологическ
ая акция
Декабрь,
март
Работа
1 родителями
Гражданско4 патриотическое
Научнотехническое
творчество
Экологическое
воспитание
Урок
мужества,
посвященны
й узникам
фашистских
концлагерей
Мы –
первые. О
космосе –
интересно
Районная
экологическа
я выставка
«Живи,
Земля»
тветств
енный
Педагог
Дополнительн
ого
образования
Крылова Д.А.
Педагог
Дополнительн
ого
образования
Крылова Д.А.
Педагог
Дополнительн
ого
образования
Крылова Д.А.
Декабрь,
май
Педагог
Дополнительн
ого
образования
Крылова Д.А.
Март
Педагог
Дополнительного
образования
Крылова Д.А.
Май
Педагог
Дополнительного
образования
Крылова Д.А.
26
Приложение 4
Мониторинг предварительного, промежуточного и итогового контроля
Ф.И.
Теор.
подгото
вка
Тео
р.
знан
ия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вла
дени
е
спец
.
терм
ино
логи
ей
Обучение
Общеучебные
Практ.
подгото умения
и навыки
вка
Пра
кт.
нав
ыки
Тво
рчес
кие
нав
ыки
Умен
ие
подби
рать
и анал
изиро
вать
специ
альну
ю
литер
атуру
Ком
мун
икат
ивн
ые
нав
ыки
Орг
аниз
ацио
нны
е
уме
ния
и на
вык
и
Урове
нь
освое
ния
знани
я
Развитие и воспитание детей
Нравственн
ость
Патриотизм
Воспитание
Уровень воспитанности
Саморазвитие
и самодисциплин
а