2.-Положение-о-системе-наставничества

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества» с. Стародубское Долинского района
Сахалинской области
694071, Сахалинская область, Долинский район, с.
Стародубское, ул. Набережная, 22
тел. 8(42442) 93258, 89147507442,
e-mail: dgo.mboudoddts@sakhalin.gov.ru сайт:
http://starodubskoeddt.profiedu.ru

Положение
о системе наставничества
педагогических работников в МБОУДО ДДТ с. Стародубское
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в ОО разработано в соответствии с:
Распоряжением правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №
3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста
педагогических работников Российской Федерации, включая национальную
систему учительского роста»;
Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях, разработанными Минпросвещения России совместно с
Профессиональным союзом работников народного образования и науки
Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 и № 657;
Приказом Министерства образования Сахалинской области от 16.11.2022 №
3.12-55 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических
работников образовательных организаций Сахалинской области».
1.2. Методологической основой системы наставничества является
понимание наставничества как:
социального института, обеспечивающего передачу социально значимого
профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым
поколениям педагогических работников;
элемента системы дополнительного профессионального образования
(подсистемы последипломного профессионального образования), которая
обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в
различных формах повышения их квалификации;

2
составной части методической работы образовательной организации по
совершенствованию педагогического мастерства работников, включающей:
- работу с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации;
- работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность,
организацию работы с кадрами по итогам аттестации;
- обучение при введении новых технологий и инноваций;
- обмен опытом между членами педагогического коллектива.
1.3. В Положении используются следующие понятия и термины:
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся
в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества,
имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности,
готовый
и
способный
организовать
индивидуальную
траекторию
профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных
затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Наставляемый
–
участник
персонализированной
программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи
и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и
компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым
свои профессиональные затруднения (молодой педагог, только пришедший в
профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой
технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе;
педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).

3
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа
ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального
образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
1.5. Система наставничества подразумевает необходимую совместную
деятельность наставляемого и наставника по планированию, реализации,
оцениванию и коррекции персональной программы наставничества.
2. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – создание
системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических,
управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в
МБОУДО
ДДТ
с.
Стародубское
для
обеспечения
непрерывного
профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических
работников, самореализации и закрепления в профессии, включая
молодых/начинающих педагогов.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой
политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью
наставников,
принимающих
участие
в
программе
наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ наставничества;
формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате непрерывного образования.
содействие повышению правового и социально-профессионального статуса
наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод
наставляемых;

4
оказание
помощи
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникационной среды и методической поддержки педагогическим
работникам образовательных организаций;
создание в ОО психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,
творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
развитие горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном
уровне;
развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой
образовательной среды путем внедрения в образовательный процесс
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых/начинающих педагогов;
обеспечение формирования и развития профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
- принцип научности: предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
- принцип системности и стратегической целостности: предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
- принцип легитимности: подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности: предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
- принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
- принцип личной ответственности: предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника,

5
наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества: направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
- принцип равенства: признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
3. Реализация системы наставничества
3.1. Наставничество в ОО организуется на основании приказа. Общее
руководство, контроль организации и реализации системы наставничества
осуществляет руководитель ОО.
3.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
назначенный приказом руководителя ОО. Реализация происходит через работу
куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
3.3. Куратор реализации программ наставничества:
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо
включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения
состава методического объединения наставников для утверждения (при
необходимости его создания);
- разрабатывает План мероприятий (дорожную карту) по реализации
системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
формирует
банк
данных
наставников
и
наставляемых,
индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с
ответственными и неформальными представителями региональной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и с привлечением
наставников из других образовательных организаций;

6
- организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников;
- формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества, реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников.
3.4. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ-компетенциями и т.д.
3.5. Наставниками могут быть:
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- ветераны педагогического труда;
- молодые специалисты, готовые профессионально решать практические
задачи по вопросам новых тенденций, технологий, имеющие необходимые
знания и обладающие определенными навыками.
3.6. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости
от потребностей ОО в целом и от потребностей участников образовательных
отношений.
Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества
основывается на добровольном согласии, что подтверждается письменно.
Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом руководителя ОО.
С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор
о сотрудничестве.
3.7. ОО разрабатывает материалы анкетирования с целью выявления
профессиональных затруднений педагогических работников. На основании
результатов анкетирования разрабатываются персонализированные программы,
срок реализации которых составляет от 3 месяцев до 1 года.

7
4. Мониторинг и оценка результатов внедрения системы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о
программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Анализу/мониторингу внедрения (применения) системы наставничества
подлежат:
− организация внедрения (применения) и управление;
− нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение;
− кадровые педагогические ресурсы;
− успешное взаимодействие внутреннего и внешнего контуров;
− удовлетворенность педагогических работников, принявших участие в
персонализированных программах наставничества и др.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации персонализированных программ
наставничества;
- оценка личностно-профессиональных изменений наставника и
наставляемого (мотивационно-личностные характеристики, наращивание
компетенций, профессиональный рост, социальная активность, динамика
образовательных результатов, оценку эффективности работы наставников).
Сравнение
изучаемых
личностных
характеристик
участников
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемого плана.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
5. Права и обязанности участников наставнической деятельности
5.1. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать
наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие,

8
достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную
перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и
указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное
мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего
индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и
психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и
профессионального кругозора.
Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
5.2. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации ОО предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по
ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программ.
Получать психологическое сопровождение. Участвовать в конкурсах
наставничества на уровне ОО, городских, региональных и всероссийских.
5.3. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава образовательной организации, определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять
этапы реализации плана наставничества.
5.4. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации ОО предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на
оказание психологического сопровождения.
Участвовать во конкурсах наставничества на уровне ОО, городских,
региональных и всероссийских.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

9
6. Механизмы мотивации и поощрения наставников
Размеры выплат компенсационного характера работнику за реализацию
наставнической деятельности устанавливаются локальными нормативными
актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс
мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников,
публичное признание их деятельности и заслуг:
- рекомендация наставника для включения в резерв управленческих кадров
органов государственной власти различных уровней и органов местного
самоуправления;
- учет наставнической деятельности при проведении аттестации, конкурса
на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на
профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве
членов жюри;
- награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на
официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях),
представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в
социальных программах;
- участие в фестивалях, форумах, конференциях наставников на
региональном и федеральном уровнях;
- участие в конкурсах на лучшего наставника муниципалитета
(региона/Российской Федерации) с вручением премий.
7. Документы, регламентирующие организацию
наставнической деятельности в ОО
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- НПБ о внедрении системы (целевой модели) наставничества
федерального и регионального уровней;
- приказ «Об утверждении Положения о системе наставничества
педагогических работников (с приложениями: Положение о системе
наставничества педагогических работников в ОО, Дорожная карта (план
мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации);
- приказ о назначении куратора реализации системы наставничества в ОО;

10
- приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- персонализированные Программы наставничества;
- протоколы заседаний педагогического, методического совета,
методических объединений, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- материалы анкетирования, диагностики, мониторинговых и оценочных
процедур;
- методические материалы для наставника и наставляемого;
- банк данных наставников и наставнических практик и программ;
- документы о материальном и нематериальном стимулировании
наставников.
8. Ожидаемые результаты внедрения
и реализации системы наставничества
8.1. Результатом внедрения и реализации системы наставничества
педагогических
работников
является
создание
эффективной
среды
наставничества, включающей:
- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и
самореализацию педагогических работников;
- рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов;
- развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в
условиях цифровизации образования;
- методическое сопровождение системы наставничества образовательной
организации;
- цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества
педагогических работников.
8.2. Результаты успешной реализации персонализированной программы
наставничества:
- улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у
наставника;
- повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в
вопросах саморазвития и профессионального самообразования;

11
- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность
образовательной организации;
- увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и
наставляемыми в ближайшем будущем, а также участие в конкурсах
профессионального мастерства;
- актуализация кадрового резерва управленческих кадров;
- успешное прохождение аттестации педагогических работников и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».