Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Стародубское Долинского района Сахалинской области 694071, Сахалинская область, Долинский район, с. Стародубское, ул. Набережная, 22 тел. 8(42442) 93258, 89147507442, e-mail: dgo.mboudoddts@sakhalin.gov.ru сайт: http://starodubskoeddt.profiedu.ru Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУДО ДДТ с. Стародубское 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в ОО разработано в соответствии с: Распоряжением правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»; Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Минпросвещения России совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 и № 657; Приказом Министерства образования Сахалинской области от 16.11.2022 № 3.12-55 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области». 1.2. Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как: социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников; элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации; 2 составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающей: - работу с молодыми специалистами; - деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; - работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность, организацию работы с кадрами по итогам аттестации; - обучение при введении новых технологий и инноваций; - обмен опытом между членами педагогического коллектива. 1.3. В Положении используются следующие понятия и термины: Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование). 3 Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. 1.5. Система наставничества подразумевает необходимую совместную деятельность наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции персональной программы наставничества. 2. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества педагогических работников 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в МБОУДО ДДТ с. Стародубское для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества; формирование баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. содействие повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых; 4 оказание помощи в освоении цифровой информационнокоммуникационной среды и методической поддержки педагогическим работникам образовательных организаций; создание в ОО психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; развитие горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном уровне; развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды путем внедрения в образовательный процесс разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества; увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; обеспечение формирования и развития профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: - принцип научности: предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; - принцип системности и стратегической целостности: предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; - принцип легитимности: подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; - принцип обеспечения суверенных прав личности: предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; - принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; - принцип личной ответственности: предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, 5 наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; - принцип индивидуализации и персонализации наставничества: направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; - принцип равенства: признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 3. Реализация системы наставничества 3.1. Наставничество в ОО организуется на основании приказа. Общее руководство, контроль организации и реализации системы наставничества осуществляет руководитель ОО. 3.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, назначенный приказом руководителя ОО. Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 3.3. Куратор реализации программ наставничества: - своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; - предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания); - разрабатывает План мероприятий (дорожную карту) по реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации; формирует банк данных наставников и наставляемых, индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников; - осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами; - организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и с привлечением наставников из других образовательных организаций; 6 - организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации; - осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников; - формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников. 3.4. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; - желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д. 3.5. Наставниками могут быть: - педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - ветераны педагогического труда; - молодые специалисты, готовые профессионально решать практические задачи по вопросам новых тенденций, технологий, имеющие необходимые знания и обладающие определенными навыками. 3.6. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей ОО в целом и от потребностей участников образовательных отношений. Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается на добровольном согласии, что подтверждается письменно. Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом руководителя ОО. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве. 3.7. ОО разрабатывает материалы анкетирования с целью выявления профессиональных затруднений педагогических работников. На основании результатов анкетирования разрабатываются персонализированные программы, срок реализации которых составляет от 3 месяцев до 1 года. 7 4. Мониторинг и оценка результатов внедрения системы наставничества Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Анализу/мониторингу внедрения (применения) системы наставничества подлежат: − организация внедрения (применения) и управление; − нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение; − кадровые педагогические ресурсы; − успешное взаимодействие внутреннего и внешнего контуров; − удовлетворенность педагогических работников, принявших участие в персонализированных программах наставничества и др. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: - оценка качества процесса реализации персонализированных программ наставничества; - оценка личностно-профессиональных изменений наставника и наставляемого (мотивационно-личностные характеристики, наращивание компетенций, профессиональный рост, социальная активность, динамика образовательных результатов, оценку эффективности работы наставников). Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 5. Права и обязанности участников наставнической деятельности 5.1. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, 8 достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 5.2. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации ОО предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программ. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в конкурсах наставничества на уровне ОО, городских, региональных и всероссийских. 5.3. Обязанности наставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава образовательной организации, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации плана наставничества. 5.4. Права наставляемого: Вносить на рассмотрение администрации ОО предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Участвовать во конкурсах наставничества на уровне ОО, городских, региональных и всероссийских. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 9 6. Механизмы мотивации и поощрения наставников Размеры выплат компенсационного характера работнику за реализацию наставнической деятельности устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг: - рекомендация наставника для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления; - учет наставнической деятельности при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри; - награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах; - участие в фестивалях, форумах, конференциях наставников на региональном и федеральном уровнях; - участие в конкурсах на лучшего наставника муниципалитета (региона/Российской Федерации) с вручением премий. 7. Документы, регламентирующие организацию наставнической деятельности в ОО К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - НПБ о внедрении системы (целевой модели) наставничества федерального и регионального уровней; - приказ «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников (с приложениями: Положение о системе наставничества педагогических работников в ОО, Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации); - приказ о назначении куратора реализации системы наставничества в ОО; 10 - приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; - персонализированные Программы наставничества; - протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества; - материалы анкетирования, диагностики, мониторинговых и оценочных процедур; - методические материалы для наставника и наставляемого; - банк данных наставников и наставнических практик и программ; - документы о материальном и нематериальном стимулировании наставников. 8. Ожидаемые результаты внедрения и реализации системы наставничества 8.1. Результатом внедрения и реализации системы наставничества педагогических работников является создание эффективной среды наставничества, включающей: - непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников; - рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов; - развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования; - методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации; - цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества; - обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников. 8.2. Результаты успешной реализации персонализированной программы наставничества: - улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника; - повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования; 11 - степень включенности наставляемого в инновационную деятельность образовательной организации; - увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем, а также участие в конкурсах профессионального мастерства; - актуализация кадрового резерва управленческих кадров; - успешное прохождение аттестации педагогических работников и др.