Формы и методы обучения в МБОУДО ДДТ с. Стародубское Форма обучения – очная, в исключительных случаях (по особому распоряжению) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. № 1 Формы организации занятий Индивидуальная форма 2 Групповая форма 3 Фронтальная форма Коллективная форма 4 5 Практические занятия 6 Экскурсии 7 Семинар Характеристика формы обучения Взаимодействие педагога с одним обучающимся, когда существует непосредственный контакт с ребенком, возможность его понять, прийти на помощь, исправить ошибки Обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основаниях. Педагог управляет учебнопознавательной деятельность группы Работа педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами Обучающиеся группы рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия и со своими лидерами Целенаправленная форма организации педагогической деятельности, направленная на углубление научнотеоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий. Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом Коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулки с образовательной или научной целью Форма учебно-практического занятия, при которых обучающиеся обсуждают сообщения, доклады, рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством педагога Формы проведения учебных занятий в МБОУДО ДДТ с. Стародубское подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы: 1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др. 2) Для учащихся среднего школьного возраста: лекция; учебная игра, ролевая игра; защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; экскурсия; коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам. 3) Для учащихся старшего школьного возраста: проблемная лекция; пресс-конференция; практические занятия; семинар; тематическая дискуссия; групповая консультация; защита творческой работы; деловая игра, ролевая игра; презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.). Виды нетрадиционных занятий Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д. Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественнокультурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д. Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д. Методы обучения Это способ организации занятий, способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся. -аудиторные; - внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или со всем составом объединения. Основные методы стимулирования и мотивация учения - качественные оценки деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение. На этапе актуализации новых знаний – Словестные: рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, лекция. Наглядные: Метод иллюстрации (предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: кроссворды, плакаты, таблицы, карты, зарисовки на доске и пр). Метод демонстрации - связан с демонстрацией материала, показ, иллюстрации, демонстрации, видео, презентаций и др. Демонстрация трудовых приемов и операций. Педагог сообщает о том, что он намерен показать, объясняет каждое свое движение и действие, подчеркивает каждое свое движение и действие, подчеркивает его назначение, сопровождая показ демонстрацией соответствующих плакатов, инструкционных карт и других наглядных пособий). На этапе закрепления изученного материала– Практическая работа, подкреплённая теоретической частью курса программы, дидактические игры, дискуссии, объяснение, обсуждение (формируют практические умения и навыки. Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения используются в основном учебно-трудовые. При выполнении каждого из них дети совершают умственную и практическую работу. На этапе повторения изученного материала– Наблюдение за работой детей, устный опрос, игры (педагогические, дидактические), работа с раздаточным материалом, вопрос-ответ, письменный опрос, тестирование, викторины. На этапе итогового контроля– Аттестационные методы, тесты на знание проф. терминов, зачет, выставка, концерт, соревнования, защита проектов, контрольные задания. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)