Формы и методы обучения в МБОУДО ДДТ с. Стародубское
Форма обучения – очная, в исключительных случаях (по особому
распоряжению) с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
№
1
Формы
организации
занятий
Индивидуальная
форма
2
Групповая форма
3
Фронтальная
форма
Коллективная
форма
4
5
Практические
занятия
6
Экскурсии
7
Семинар
Характеристика формы обучения
Взаимодействие педагога с одним обучающимся, когда
существует непосредственный контакт с ребенком,
возможность его понять, прийти на помощь, исправить
ошибки
Обучающиеся работают в группах, создаваемых на
различных основаниях. Педагог управляет учебнопознавательной деятельность группы
Работа педагога сразу со всеми обучающимися в едином
темпе и с общими задачами
Обучающиеся группы рассматриваются как целостный
коллектив со своими особенностями взаимодействия и со
своими лидерами
Целенаправленная форма организации педагогической
деятельности, направленная на углубление научнотеоретических знаний и овладение определенными методами
работы, в процессе которых вырабатываются умения и
навыки выполнения тех или иных учебных действий.
Практические занятия предназначены для углубленного
изучения учебных дисциплин и играют важную роль в
выработке умений и навыков применения полученных
знаний для решения практических задач совместно с
педагогом
Коллективное посещение музея, достопримечательного
места, выставки, прогулки с образовательной или научной
целью
Форма учебно-практического занятия, при которых
обучающиеся обсуждают сообщения, доклады, рефераты,
выполненные ими по результатам учебных исследований под
руководством педагога
Формы проведения учебных занятий в МБОУДО ДДТ с. Стародубское
подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей
и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и
других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие
формы:
1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:
беседа с игровыми элементами;
сказка;
сюжетно-ролевая игра;
игра-путешествие;
игра-имитация;
викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
2) Для учащихся среднего школьного возраста:
лекция;
учебная игра, ролевая игра;
защита творческого проекта;
творческие конкурсы;
КВН;
экскурсия;
коллективное творческое дело (КТД);
тематические задания по подгруппам.
3) Для учащихся старшего школьного возраста:
проблемная лекция;
пресс-конференция;
практические занятия;
семинар;
тематическая дискуссия;
групповая консультация;
защита творческой работы;
деловая игра, ролевая игра;
презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).
Виды нетрадиционных занятий
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая
игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной
практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий,
мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок
мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг,
аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог,
«живая газета», устный журнал и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественнокультурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие,
прогулки и т. д.
Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.
Методы обучения
Это способ организации занятий, способ организации совместной деятельности
педагога и обучающихся.
-аудиторные;
- внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам, подгруппам,
индивидуально или со всем составом объединения.
Основные методы стимулирования и мотивация учения - качественные оценки
деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение.
На этапе актуализации новых знаний –
Словестные: рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, лекция.
Наглядные: Метод иллюстрации (предполагает показ обучающимся
иллюстративных пособий: кроссворды, плакаты, таблицы, карты, зарисовки на доске и пр).
Метод демонстрации - связан с демонстрацией материала, показ, иллюстрации,
демонстрации, видео, презентаций и др. Демонстрация трудовых приемов и операций.
Педагог сообщает о том, что он намерен показать, объясняет каждое свое движение и
действие, подчеркивает каждое свое движение и действие, подчеркивает его назначение,
сопровождая показ демонстрацией соответствующих плакатов, инструкционных карт и
других наглядных пособий).
На этапе закрепления изученного материала–
Практическая работа, подкреплённая теоретической частью курса программы,
дидактические игры, дискуссии,
объяснение, обсуждение (формируют практические
умения и навыки. Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или
практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения
применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета,
конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения
используются в основном учебно-трудовые. При выполнении каждого из них дети
совершают умственную и практическую работу.
На этапе повторения изученного материала–
Наблюдение за работой детей, устный опрос, игры (педагогические, дидактические),
работа с раздаточным материалом, вопрос-ответ, письменный опрос, тестирование,
викторины.
На этапе итогового контроля–
Аттестационные методы, тесты на знание проф. терминов, зачет, выставка, концерт,
соревнования, защита проектов, контрольные задания.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)