Программа ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2025

2

Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Вид деятельности: изучение культуры и традиций русского народа.
Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм обучения, минимальную
сложность содержания программы.
Актуальность.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа
поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных
социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать
некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями,
уходящими корнями в толщу народных верований. Наша задача - возродить
исконно русские традиции и обычаи. Мы должны воспитать людей
высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством
гражданского долга и любовью к Родине.
Обучающиеся, занимающиеся в объединении, должны больше узнать об
истории родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка.
Уровень сложности–стартовый.
Адресатом программы являются обучающиеся 7–14лет.В данном возрасте
ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено
стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных
результатов в новой социальной роли - обучающиеся 7-14 лет.
Объём и сроки
освоения программы, режим
занятий.
Продолжительность Кол-во
КолКолПериод
занятия,
занятий во
во
в
недель
часов в
неделю неделю,
1год
обучения
2год
обучения
Итого

2

2

4

36

Колво
часов
в год,
ч
144

2

3

6

36

216

72

360

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество
часов в неделю 4 часа, 144 часа в год –первый год обучения. Второй год обучения –
3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216
часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия
проходят в форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности.
Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе – по выбору и
желанию ребят и их родителей. Количество обучающихся в группе–10человек.

3

Возраст обучающихсяот7–до14лет. Занятия длятся 45минут, затем15минут перерыв.
Срок реализации: 2 года. Форма обучения: очная. Формы организации занятий:
–Круглый стол, практическое занятие, самостоятельная работа.
Цель и задачи программы
Цель программы: Изучение традиционного наследия русского народа через
усвоение знаний о традициях русской культуры.
Задачи:
Личностные:
-формировать у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям,
обычаям русского народа, народному творчеству;
-развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
-воспитать усидчивость, аккуратность, ответственность.
Предметные:
-развивать творческие способности и эмоциональную сферу
обучающихся;
-познакомить обучающихся с бытом, традициями и обычаями русской
культуры, с фольклорными произведениями, национальным бытом,
обрядами праздников.
-создать у обучающихся определенный запас русских народных песен, стихов,
потешек, хороводных игр.
-ознакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным
играм,
праздничным обрядам.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения
цели;
-учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Цель и задачи 1года обучения:
Цель первого года обучения стартового уровня: приобщить обучающихся к культурным
традициям русского народа.
Задачи1года обучения стартового уровня:
Личностные:
-формировать у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям, обычаям русского народа, народному творчеству
Предметные:
-познакомить
с бытом, традициями и обычаями русской культуры,
формировать уважительное отношение к народной культуре.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели.

4

Учебный план 1 года обучения стартового уровня (144часав неделю)
№
Форм
Название
ы
контроля по
разделов
разделам
Всего
Теория Практи
ка
1
Введение.
2
2
Знакомство, тесты,
игры.
Инструктаж по
ТБ
Раздел 1«Мир русской деревни»
2

Выйду на
улицу, гляну на
село.

16

5

10

Беседа, презентация,
обсуждение пройденного
материала.

3

Крестьянский
дом

10

2

8

Презентация, подбор и
просмотр литературы по
теме, творческая работа.

3

Печь нам мать
родная
Своя избушка–
свой простор

10

2

8

10

2

8

Игры,
репетиции.
Презентация, подбор и
просмотр литературы по
теме, творческая
работа.

Итоговое
Занятие по теме
«Мир
русской
деревни»

2

2

0

4

5

Беседа, презентация,
обсуждение пройденного
материала.

Раздел 2.«Русский фольклор»
6
7
8

Детский
фольклор
Игровой
фольклор
Потешный
фольклор

10

2

8

10

2

8

10

2

8

4

Игры,
репетиции.
Игры,
репетиции.
Игры,
репетиции.

5

9

10

Народный календарь

16

5

10

Итоговоезанятиепо
теме
«Русский фольклор,
мифы и
легенды».

2

2

0

Презен
тация,подбор и
просмотр
литературыпо
теме,
творческая
работа.
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

Раздел3.«Русскиетрадиции»
11

Земля-кормилица.
Ремесла.

8

2

6

12

По одежке встречают

10

2

8

13

Всякая душа
празднику рада

10

2

12

14

Большая
родня
Декоративноприкладное искусство
(лепка, роспись,
природные
материалы)

6

2

4

8

2

6

Итоговое
занятие
по теме
«Русские традиции».

2

2

0

144

40

104

15

16

Итого

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Игры,
репетиции.
Презентация,
подбор и
просмотр
литературы по
теме,
творческая
работа.
Игры,
репетиции.
Презентация,
подбор
и
просмотр
литературы по
теме,
творческая
работа.
Итоговый тест,
итоговая
деятельность.

6

Содержание программы 1 года обучения.
Вводное занятие. Инструктаж.
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и
темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1. «Мир русской деревни»
Тема1.«Выйду на улицу, гляну на село»
Теория: Различные типы поселений на Руси.
Практика: Показ презентации "Русская
деревня: жизнь,
быт,
традиции,
народные промыслы». Осенние посиделки.
Тема2.«Крестьянский дом»
Теория :зачем человеку дом? Русское деревянное зодчество.
Практика:
Рисование дома с убранством. Проигрывание обряда «Влазины». Изготовление
куклы-домовенка.
Тема3.«Печь нам мать родная».
Теория: Печь как наиболее значимый элемент жилища.
Практика:
Сбор материала о поверьях и обрядах, связанных с печью. Выставка«Печная утварь».
Тема4.«Своя избушка–свой простор»
Теория: «Убранство русской избы».
Практика:
Рисование посуды с росписью.
Тема5. Итоговое занятие по теме «Мир русской деревни».
Теория: Презентация.
Практика: Итоговый тест.
Раздел 2.«Русский фольклор, мифы и легенды»
Тема6.«Детский фольклор».
Теория: Знакомство с устным фольклором. Прибаутки как жанр фольклора, их место
в жизни детей. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.
Небылицы, дразнилки, скороговорки, молчанки. И назначение, особенности данного
вида творчества. Колыбельные песни, сказки (докучные сказки), сказки с
музыкальными припевками.
Практика:
Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала посиделок.
Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах
осенних посиделок в праздниках Покрова, Кузьмы- Демьяна. Разучивание песеннебылиц и их обыгрывание. Исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение.
Освоение масленичного репертуара, веснянок. Разучивание музыкальных молчанок.
Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Тема 7.«Игровой фольклор»

7

Теория: Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом
действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовом кругу;
музыкальные припевы в играх, их особенности. Считалки как вид народного
творчества, их назначение.
Практика:
Разучивание игр; работа над выразительным исполнением.
Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике, жеребьевок,
игровых песен с припевами.
Тема 8.«Потешный фольклор»
Теория: Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика: Разучивание слов, работа
над выразительным

исполнением.
Освоение песенного материала посиделок.
Тема 9.«Народный календарь»
Теория: Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физический
труд и помогающих ему. Мужские, женскиеи детские жнивные песни. Организующая
роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в
фольклоре. Разновидности жнивных песен. Разнообразие жанров колядок:
щедровки, осени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные. Образное
содержание, народная символика.
Практика:
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Разучивание
слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен русского народа; их выразительное
исполнение. Театрализация праздника «Жниво». Разучивание слов и мелодий
колядок. Разыгрывание обряда «коляда». Разучивание слов и мелодий. Работа над
выразительным исполнением.
Разыгрывание масленичных гуляний. Разучивать песни, заклички, которые
соответствуют календарному времени: жнивные песни, колядки, масленичные
заклички, веснянки и др.
Тема10. Итоговое занятие по теме«Русский фольклор, мифы и легенды».
Теория: Презентация.
Практика: Итоговый тест.
Раздел3.«Русские традиции»
Тема11.Земля-кормилица.Ремесла.
Теория: почему земля–кормилица? Беседа.
Практика:
Составление презентации: «Хлеб – основа жизни» и «Земледелие». Подбор пословиц
о хлебе, приметы, верования. Рассказы учащихся о вспашке, севе, жатве, молотьбе,
помоле.
Тема 12. «По одежке встречают». Теория: из истории русской одежды.
Практика:

8

Изготовление элементов одежды. Подготовка сообщений: «Поверия, обычаи, обряды,
связанные с шитьем». «Виды женской и мужской одежды в разных губерниях».
«Головной убор». «Роль одежды в жизни человека».
Тема13.«Всякая душа празднику рада».
Теория: Теоретические сведения о праздниках осени, обычаи, обряды.
Практика:
Устный фольклор: загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.
Музыкальный фольклор: колядки «Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».
Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза».
Тема 14. «Большая родня» Теория: Теоретические сведения.
Практика:
Подбор пословиц о семье.
Тема15.«Декоративно-прикладное искусство (лепка, роспись, природные
материалы)».
Теория: Декоративно-прикладное искусство. Виды ДПИ.
Практика:
Выполнение работ с элементами ДПИ.
Тема16.Итоговое занятие«Культурные традиции русских людей».
Теория:Презентация.
Практика:Итоговыйтест.
Планируемые результаты
Врезультатеизученияпрограммы1годаобученияобучающимисябудут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
-сформировано у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям, обычаям русского народа, народному творчеству
Предметные:
-обучающиеся познакомились с бытом, традициями и обычаями русской культуры,
сформируется уважительное отношение к народной культуре.
Метапредметные:
-научились
ставить цель и планировать деятельность для
достижения цели;
Цели и задачи 2года обучения стартового уровня.
Цель стартового уровня (второго года обучения): создание условий для активного
приобщения к культурным традициям русского народа и содействие наэтой основе
формированию у них национального самосознания.
Задачи:
Личностные:
-формироватьуважительноеотношениекнароднойкультуре,традициям,обычаям

9

русскогонарода,народномутворчеству;развиватьнавыкиобщения,культуры
поведения
в
среде сверстников;
воспитание усидчивости,
аккуратности, ответственности.
Предметные:
-развивать творческие способности и эмоциональную сферу обучающихся.
-познакомить с бытом, традициями и обычаями
русской
культуры, с
фольклорными произведениями, национальным
бытом,
обрядами
праздников.
-создать определенный запас русских народных песен ,стихов, потешек, хороводных
игр.
-познакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным играм,
праздничным обрядам.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
-учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.

№

1

Название
раздела, темы

Введение.
Инструктаж по
ТБ

Учебный план 2 года обучения
Стартового уровня (216часов)
Количество часов

Формы
контроля по
разделам

Всего

Теория

Практика

2

2

0

игровая
деятельность.

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Презентация, подбор
и просмотр
литературы
по
теме, творческая
работа.

Раздел 1 «Осень-жница»
2

Оспожинки
– праздник
хлеба.

8

2

6

3

Семенов день.

10

2

8

4

Кузьминки-по
лету поминки.

10

2

8

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

10

5

Итоговое
занятие по
теме«Осень–

2

2

0

жница»

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

Раздел 2 «Мир русской игрушки»
6

Что же такое
кукла?

18

2

7

Виды
традиционной
куклы

20

2

8

Русские
народные
игрушки

16

2

Изготовление
Обрядовой
куклы
10 Итоговое
занятие
по
теме «Мир
русской
игрушки»

16

2

14

2

2

0

9

16

18

14

Презентация, подбор
и просмотр
литературы
по
теме
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Презентация
, подбор и просмотр
литературы
по теме,
творческая работа.

Самостоятельная
творческая
работа.
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

Раздел 3«Делу-время, потехе-час»
11 Игрища.
Игрищенские
песни.

54

10

44

Презентация
,подбор и просмотр
литературы по теме,
Творческая работа.

12 Страшные
(чудные)
вечера.

32

6

26

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

11

13 Круга.

22

6

16

Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.

14

Итого

Итоговое
занятие
«Традиции
русских
людей».

2

2

0

216

56

160

Итоговы йтест,
игровая
деятельность.

Содержание программы 2годаобучения.
1.Тема:Введение.Инструктаж поТБ

Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и
темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1 «Осень - жница»
Тема 2.Оспожинки - праздник хлеба.
Теория: Беседа на тему «Праздник хлеба».
Практика:Обряд чествования Богородицы.
Тема 3: Семенов день.
Теория: Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника,
Основателя подвижничества ,именуемого столпничеством(IV-Vвека).
Практика:
Рисование узоров тканых полотен, иллюстрации пословиц.
Тема4: Кузьминки-полетупоминки.
Теория: Кузьминки.
Практика: (с помощью родителей) накрыть
праздничный стол угощениями.
Тема5:Итоговоезанятиепотеме«Осень–жница»
Практика: разгадывание викторины.
Раздел 2 «Мир русской игрушки»Тема6:чтожетакое кукла?
Теория: что же такое кукла? На этот вопрос можно ответить по-разному.
Толковый словарь С. Ожегова объясняет: кукла — это «детская игрушка в виде
фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов и искусствоведов,
кукла-это любая фигурка человека, даже если она и не является детской игрушкой.
Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих
лет не претерпевала существенных изменений.
Практика: рисование кукол и других игрушек.
Тема7: Виды традиционной куклы.
Теория: Соломенная кукла (дожинальная, коляда, стригуша); травяная (мокрида,

12

кукушка); лыковая (стригуша, звери); берестяная; крестец (масленка, Масленица);
скрутка; набивная или насыпная.
Практика: оформление презентации «Русская народная кукла»
ТемаТема8:Русскиенародныеигрушки.
Теория: Виды игрушек, способы изготовления, их значение.
Практика :изготовление игрушек из подручного материала.
Тема9: Изготовление обрядовой куклы.
Теория: Выбор куклы, объяснение способа изготовления.
Практика: изготовление куклы.
Тема10: Итоговое занятие по теме«Миррусскойигрушки»
Практика: Выставка игрушек с демонстрацией.
Раздел 3«Делу-время, потехе-час»
Тема11: Игрища. Игрищенские песни.
Теория: Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повада, посиделки,
посидки, сборище, субботка) - форма проведения молодежных собраний во время
Святок.
Практика:игры на тему праздника
Тема12: Страшные (чудные) вечера.
Теория:Сочельник.Святочныевечерас7по13января(Васильевский вечер, Новый год)
считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.
Практика: Святочные гадания, обряды.
Тема13:Круга.
Теория: Неделя«семиковая»,«русальная»,«зеленая».
Считалки.
Практика:разучивание считалок и игры с ними.
Тема14: Итоговое занятие «Традиции русских людей»
Теория:Защита проектов.

Планируемые результаты 2 года обучения.

В результате освоения программы «Традиции русской культуры» обучающиеся
получат следующие результаты:
Личностные:
-сформировалось уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям
русского народа, народному творчеству;
-развиты навыки
общения, культуры поведения в среде
сверстников;
воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Предметные:
-развиты творческие способности и эмоциональная сфера;
-познакомились с бытом, традициями и обычаями русской культуры, с фольклорными
произведениями, национальным бытом, обрядами праздников.
-создан определенный запас русских народных
песен,
стихов, потешек,
хороводных игр.

13

-ознакомились с предметным миром русского крестьянства; обучились народным
играм, праздничным обрядам.
Метапредметные:
-научились ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
-научилисьпроявлятьсамостоятельностьпривыполнениипоставленныхзадач.

Комплекс организационно-педагогических условий.

Год
обучения

1

Дата
начала
занятий

02.09.2024

2 02.09.2025

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Календарный учебный график.
Дата
Количе Количество Режим
окончания во
часов
занятий
учеб
занятий
ных
недель
31.05.2025

31.05.2026

36

144

2раза в неделю
по 2 часа

36

216

3
раза
в
неделю по2
часа

Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Мольберты;
Столы-6шт.истулья-11 шт.;
Шкафыдляхраненияматериала-1шт.;
Витриныдлявыставок-2шт.;
Информация по технике безопасности;
Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация о
последних достижениях ТО)

14

10.Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень
квалификациипедагога,краткаяхарактеристикаТО,достижения,расписание)Мебель
удобно и правильно расположена, с левосторонним светом.
Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Традиции русской
культуры» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим
высшее образование, соответствующее художественной
направленности по должности «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22. 09.2012 №652н).
Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия
(тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора
ребенка, соответствующие современным научным воззрениям; материал должен быть
доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы,
картины, иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для занятий.
Раздаточный материал–бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы, трафареты,
разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши,
фломастеры, краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета - Кабинет отвечает санитарногигиеническим нормам.

Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов обучения и воспитания обучающегося по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по показателям: теоретическая
подготовка, практическая подготовка в форме творческих работ, выставок, отчетного
концерта.
Целью промежуточного контроля обучающихся является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения.
При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное
итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие,
тест,итоговая выставка творческих работ.
1.
уровень – высокий (высокий образовательный результат, полноеосвоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области,
России)
2.
уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при
выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3.
уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает
существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

14

15

Год обучения

Вид контроля

Месяц

1г.о.

Предварительный
контроль
1промежуточный
контроль
2промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Сентябрь

2г.о.

-

Май
Декабрь
Май

Оценочные материалы:
Сентябрь–предварительный(вводный),где можно определить с какими знаниями и
навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра,
Творческое задание.
май–декабрь- промежуточный (текущий),определяющий степень усвоения материала.
На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы скорректировать программу.
Форму аттестации выбирает педагог - народный праздник, календарный праздник,
вечерка, концертная программа, тестов, задания. Народные праздники отражают
уровень практических навыков, т.е. как дети умеют общаться с аудиторией,
объяснить игру, вовлечь слушателе в обрядовое действо.
Мониторинг и содержательный перечень заданий, направленных на выявление таких
качеств как:
самостоятельность;
инициативность и творчество;
осознание значимой деятельности;
соблюдение культуры поведения;
самооценка;
стремление к совершенствованию.
Уставом организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам
прохождения дополнительной общеразвивающей программы.
Диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации
составляются педагогом д/о.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются контрольные
задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты, устанавливающие
уровень освоения образовательной программы, выставка, защита проекта.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении каждого года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью
установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным
целям и планируемым результатам проводится предварительный, промежуточный и
итоговый контроль.

16

16

17

Список литературы

1.
Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч:
образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.
2.
Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В.
Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
3.
Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской
национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №
4. - С. 33-37.
4.
Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии /
Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и
перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. -Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.
5.
Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И.
Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17
ноября 1999). - М, 2001. - С. 204-205.
6.
Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее
воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф.
Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
7.
Безрукова, Л.В. Аксиологический подход к проблемам
современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. 2000. - № 3. - С. 55-59.
8.
Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. - М.:
Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
9.
Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников:
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности
№ 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.:
Просвещение, 1988. -112 с.
10. Бондарская,
Е.В.
Ценностные
основания
личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. С. 29-36.
11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования
народных традиций воспитания / Г„Н. Волков // Мир образования - образование
в мире. - 2002.-№1.-С. 11.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./
Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж;
Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во
Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.
13. Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовым документам,
научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам
воспитания. / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.:
Вентана-Графф, 2002. - 384с.

18

Нормативно-правовое обеспечение

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября
2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного
дополнительного образования детей в Сахалинской области».
 Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Сахалинской области»;
 Устав образовательного учреждения;
 Локальные акты образовательного учреждения.

19

Приложение1
Вопросы к промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения
1. В каких народных праздниках ты принимал участие?
2. Описать
быт и традиции «Мир русской деревни»
3. Рассказать о народных праздниках?
4. Описать народные игры, о которых узнали на занятиях.
5. Описать два обычая русского народного фольклора.

Практическая работа: Разыгрывание обряда«коляда».
Критерии оценивания: как обучающиеся вживаются в ту или иную роль.

20

Приложение2.
Тесты для учащихся 2 года обучения.
Человек, умеющий класть печь.
а)Пекник;
б)печекладочник; в) печник.
2.
Знак, символизирующий у славян солнце.
а) Квадрат;б)треугольник; в) круг.
3.Первоначальная дата празднования Нового года.
а) 1 марта;
б)1 июня;
в)1 января.
4. Короткая,
состоящая из
двух
или четырех строчек,
шутливая песенка.
а)Шутилка; б)частушка; в)веселушка.
5. Протяжные ласковые песни для маленьких детей.
а)Баюкалки; б) ласкалки;
в)колыбельные.
6.Из какого материала плели лапти?
а)Из коры дуба; б)из коры ивы; в) из лыка и бересты.
7. Чем покрывали мастера деревянные изделия для придания им цвета? а) Маслом;б)
дегтем;
в)морилкой.
8. В каком веке и где появилась первая матрешка?
а) В конце XIXвека в Абрамцево; б) в конце XVIIвека в Кустодиеве; в) в конце
XX века в Ясной Поляне.
9. По
эскизу
какого художника была сделана первая
матрешка?
1.

20

21

Приложение3

№

1

Направление
воспитательн
ой
работы
Работа с
родителями

Воспитательнаяработа.
Название мероприятия Сроки
проведения
«Родительское собрание» Октябрь,
декабрь,
март

2

Эстетическое
развитие

Акция
«Украсим окна к
празднику»

Декабрь,
февраль,
май

3

Воспитание
здорового
образа жизни
и
экологической
культуры
Гражданскопатриотическое

Экологическая акция

Декабрь,
март

Акция
«Открытка
ветерану»

Декабрь,
май

4

21

тветствен
ный
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.
Педагог
Дополнительного
образования Сенчихина
М. С.
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.

22

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».