2
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Вид деятельности: изучение культуры и традиций русского народа.
Уровень сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм обучения, минимальную
сложность содержания программы.
Актуальность.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа
поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных
социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать
некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями,
уходящими корнями в толщу народных верований. Наша задача - возродить
исконно русские традиции и обычаи. Мы должны воспитать людей
высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством
гражданского долга и любовью к Родине.
Обучающиеся, занимающиеся в объединении, должны больше узнать об
истории родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка.
Уровень сложности–стартовый.
Адресатом программы являются обучающиеся 7–14лет.В данном возрасте
ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено
стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных
результатов в новой социальной роли - обучающиеся 7-14 лет.
Объём и сроки
освоения программы, режим
занятий.
Продолжительность Кол-во
КолКолПериод
занятия,
занятий во
во
в
недель
часов в
неделю неделю,
1год
обучения
2год
обучения
Итого
2
2
4
36
Колво
часов
в год,
ч
144
2
3
6
36
216
72
360
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество
часов в неделю 4 часа, 144 часа в год –первый год обучения. Второй год обучения –
3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю - 6 часов, 216
часов в год. Обучение осуществляется по 2–х годичной программе. Занятия
проходят в форме коллективной и совместно – индивидуальной деятельности.
Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе – по выбору и
желанию ребят и их родителей. Количество обучающихся в группе–10человек.
3
Возраст обучающихсяот7–до14лет. Занятия длятся 45минут, затем15минут перерыв.
Срок реализации: 2 года. Форма обучения: очная. Формы организации занятий:
–Круглый стол, практическое занятие, самостоятельная работа.
Цель и задачи программы
Цель программы: Изучение традиционного наследия русского народа через
усвоение знаний о традициях русской культуры.
Задачи:
Личностные:
-формировать у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям,
обычаям русского народа, народному творчеству;
-развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
-воспитать усидчивость, аккуратность, ответственность.
Предметные:
-развивать творческие способности и эмоциональную сферу
обучающихся;
-познакомить обучающихся с бытом, традициями и обычаями русской
культуры, с фольклорными произведениями, национальным бытом,
обрядами праздников.
-создать у обучающихся определенный запас русских народных песен, стихов,
потешек, хороводных игр.
-ознакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным
играм,
праздничным обрядам.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения
цели;
-учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Цель и задачи 1года обучения:
Цель первого года обучения стартового уровня: приобщить обучающихся к культурным
традициям русского народа.
Задачи1года обучения стартового уровня:
Личностные:
-формировать у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям, обычаям русского народа, народному творчеству
Предметные:
-познакомить
с бытом, традициями и обычаями русской культуры,
формировать уважительное отношение к народной культуре.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели.
4
Учебный план 1 года обучения стартового уровня (144часав неделю)
№
Форм
Название
ы
контроля по
разделов
разделам
Всего
Теория Практи
ка
1
Введение.
2
2
Знакомство, тесты,
игры.
Инструктаж по
ТБ
Раздел 1«Мир русской деревни»
2
Выйду на
улицу, гляну на
село.
16
5
10
Беседа, презентация,
обсуждение пройденного
материала.
3
Крестьянский
дом
10
2
8
Презентация, подбор и
просмотр литературы по
теме, творческая работа.
3
Печь нам мать
родная
Своя избушка–
свой простор
10
2
8
10
2
8
Игры,
репетиции.
Презентация, подбор и
просмотр литературы по
теме, творческая
работа.
Итоговое
Занятие по теме
«Мир
русской
деревни»
2
2
0
4
5
Беседа, презентация,
обсуждение пройденного
материала.
Раздел 2.«Русский фольклор»
6
7
8
Детский
фольклор
Игровой
фольклор
Потешный
фольклор
10
2
8
10
2
8
10
2
8
4
Игры,
репетиции.
Игры,
репетиции.
Игры,
репетиции.
5
9
10
Народный календарь
16
5
10
Итоговоезанятиепо
теме
«Русский фольклор,
мифы и
легенды».
2
2
0
Презен
тация,подбор и
просмотр
литературыпо
теме,
творческая
работа.
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Раздел3.«Русскиетрадиции»
11
Земля-кормилица.
Ремесла.
8
2
6
12
По одежке встречают
10
2
8
13
Всякая душа
празднику рада
10
2
12
14
Большая
родня
Декоративноприкладное искусство
(лепка, роспись,
природные
материалы)
6
2
4
8
2
6
Итоговое
занятие
по теме
«Русские традиции».
2
2
0
144
40
104
15
16
Итого
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Игры,
репетиции.
Презентация,
подбор и
просмотр
литературы по
теме,
творческая
работа.
Игры,
репетиции.
Презентация,
подбор
и
просмотр
литературы по
теме,
творческая
работа.
Итоговый тест,
итоговая
деятельность.
6
Содержание программы 1 года обучения.
Вводное занятие. Инструктаж.
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и
темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1. «Мир русской деревни»
Тема1.«Выйду на улицу, гляну на село»
Теория: Различные типы поселений на Руси.
Практика: Показ презентации "Русская
деревня: жизнь,
быт,
традиции,
народные промыслы». Осенние посиделки.
Тема2.«Крестьянский дом»
Теория :зачем человеку дом? Русское деревянное зодчество.
Практика:
Рисование дома с убранством. Проигрывание обряда «Влазины». Изготовление
куклы-домовенка.
Тема3.«Печь нам мать родная».
Теория: Печь как наиболее значимый элемент жилища.
Практика:
Сбор материала о поверьях и обрядах, связанных с печью. Выставка«Печная утварь».
Тема4.«Своя избушка–свой простор»
Теория: «Убранство русской избы».
Практика:
Рисование посуды с росписью.
Тема5. Итоговое занятие по теме «Мир русской деревни».
Теория: Презентация.
Практика: Итоговый тест.
Раздел 2.«Русский фольклор, мифы и легенды»
Тема6.«Детский фольклор».
Теория: Знакомство с устным фольклором. Прибаутки как жанр фольклора, их место
в жизни детей. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.
Небылицы, дразнилки, скороговорки, молчанки. И назначение, особенности данного
вида творчества. Колыбельные песни, сказки (докучные сказки), сказки с
музыкальными припевками.
Практика:
Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала посиделок.
Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах
осенних посиделок в праздниках Покрова, Кузьмы- Демьяна. Разучивание песеннебылиц и их обыгрывание. Исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение.
Освоение масленичного репертуара, веснянок. Разучивание музыкальных молчанок.
Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Тема 7.«Игровой фольклор»
7
Теория: Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом
действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовом кругу;
музыкальные припевы в играх, их особенности. Считалки как вид народного
творчества, их назначение.
Практика:
Разучивание игр; работа над выразительным исполнением.
Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике, жеребьевок,
игровых песен с припевами.
Тема 8.«Потешный фольклор»
Теория: Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика: Разучивание слов, работа
над выразительным
исполнением.
Освоение песенного материала посиделок.
Тема 9.«Народный календарь»
Теория: Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физический
труд и помогающих ему. Мужские, женскиеи детские жнивные песни. Организующая
роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в
фольклоре. Разновидности жнивных песен. Разнообразие жанров колядок:
щедровки, осени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные. Образное
содержание, народная символика.
Практика:
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Разучивание
слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен русского народа; их выразительное
исполнение. Театрализация праздника «Жниво». Разучивание слов и мелодий
колядок. Разыгрывание обряда «коляда». Разучивание слов и мелодий. Работа над
выразительным исполнением.
Разыгрывание масленичных гуляний. Разучивать песни, заклички, которые
соответствуют календарному времени: жнивные песни, колядки, масленичные
заклички, веснянки и др.
Тема10. Итоговое занятие по теме«Русский фольклор, мифы и легенды».
Теория: Презентация.
Практика: Итоговый тест.
Раздел3.«Русские традиции»
Тема11.Земля-кормилица.Ремесла.
Теория: почему земля–кормилица? Беседа.
Практика:
Составление презентации: «Хлеб – основа жизни» и «Земледелие». Подбор пословиц
о хлебе, приметы, верования. Рассказы учащихся о вспашке, севе, жатве, молотьбе,
помоле.
Тема 12. «По одежке встречают». Теория: из истории русской одежды.
Практика:
8
Изготовление элементов одежды. Подготовка сообщений: «Поверия, обычаи, обряды,
связанные с шитьем». «Виды женской и мужской одежды в разных губерниях».
«Головной убор». «Роль одежды в жизни человека».
Тема13.«Всякая душа празднику рада».
Теория: Теоретические сведения о праздниках осени, обычаи, обряды.
Практика:
Устный фольклор: загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.
Музыкальный фольклор: колядки «Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».
Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза».
Тема 14. «Большая родня» Теория: Теоретические сведения.
Практика:
Подбор пословиц о семье.
Тема15.«Декоративно-прикладное искусство (лепка, роспись, природные
материалы)».
Теория: Декоративно-прикладное искусство. Виды ДПИ.
Практика:
Выполнение работ с элементами ДПИ.
Тема16.Итоговое занятие«Культурные традиции русских людей».
Теория:Презентация.
Практика:Итоговыйтест.
Планируемые результаты
Врезультатеизученияпрограммы1годаобученияобучающимисябудут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
-сформировано у обучающихся уважительное отношение к народной культуре,
традициям, обычаям русского народа, народному творчеству
Предметные:
-обучающиеся познакомились с бытом, традициями и обычаями русской культуры,
сформируется уважительное отношение к народной культуре.
Метапредметные:
-научились
ставить цель и планировать деятельность для
достижения цели;
Цели и задачи 2года обучения стартового уровня.
Цель стартового уровня (второго года обучения): создание условий для активного
приобщения к культурным традициям русского народа и содействие наэтой основе
формированию у них национального самосознания.
Задачи:
Личностные:
-формироватьуважительноеотношениекнароднойкультуре,традициям,обычаям
9
русскогонарода,народномутворчеству;развиватьнавыкиобщения,культуры
поведения
в
среде сверстников;
воспитание усидчивости,
аккуратности, ответственности.
Предметные:
-развивать творческие способности и эмоциональную сферу обучающихся.
-познакомить с бытом, традициями и обычаями
русской
культуры, с
фольклорными произведениями, национальным
бытом,
обрядами
праздников.
-создать определенный запас русских народных песен ,стихов, потешек, хороводных
игр.
-познакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным играм,
праздничным обрядам.
Метапредметные:
-учить ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
-учить проявлять самостоятельность при выполнении поставленных задач.
№
1
Название
раздела, темы
Введение.
Инструктаж по
ТБ
Учебный план 2 года обучения
Стартового уровня (216часов)
Количество часов
Формы
контроля по
разделам
Всего
Теория
Практика
2
2
0
игровая
деятельность.
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Презентация, подбор
и просмотр
литературы
по
теме, творческая
работа.
Раздел 1 «Осень-жница»
2
Оспожинки
– праздник
хлеба.
8
2
6
3
Семенов день.
10
2
8
4
Кузьминки-по
лету поминки.
10
2
8
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
10
5
Итоговое
занятие по
теме«Осень–
2
2
0
жница»
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Раздел 2 «Мир русской игрушки»
6
Что же такое
кукла?
18
2
7
Виды
традиционной
куклы
20
2
8
Русские
народные
игрушки
16
2
Изготовление
Обрядовой
куклы
10 Итоговое
занятие
по
теме «Мир
русской
игрушки»
16
2
14
2
2
0
9
16
18
14
Презентация, подбор
и просмотр
литературы
по
теме
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Презентация
, подбор и просмотр
литературы
по теме,
творческая работа.
Самостоятельная
творческая
работа.
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
Раздел 3«Делу-время, потехе-час»
11 Игрища.
Игрищенские
песни.
54
10
44
Презентация
,подбор и просмотр
литературы по теме,
Творческая работа.
12 Страшные
(чудные)
вечера.
32
6
26
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
11
13 Круга.
22
6
16
Беседа,
презентация,
обсуждение
пройденного
материала.
14
Итого
Итоговое
занятие
«Традиции
русских
людей».
2
2
0
216
56
160
Итоговы йтест,
игровая
деятельность.
Содержание программы 2годаобучения.
1.Тема:Введение.Инструктаж поТБ
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с
режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и
темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1 «Осень - жница»
Тема 2.Оспожинки - праздник хлеба.
Теория: Беседа на тему «Праздник хлеба».
Практика:Обряд чествования Богородицы.
Тема 3: Семенов день.
Теория: Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника,
Основателя подвижничества ,именуемого столпничеством(IV-Vвека).
Практика:
Рисование узоров тканых полотен, иллюстрации пословиц.
Тема4: Кузьминки-полетупоминки.
Теория: Кузьминки.
Практика: (с помощью родителей) накрыть
праздничный стол угощениями.
Тема5:Итоговоезанятиепотеме«Осень–жница»
Практика: разгадывание викторины.
Раздел 2 «Мир русской игрушки»Тема6:чтожетакое кукла?
Теория: что же такое кукла? На этот вопрос можно ответить по-разному.
Толковый словарь С. Ожегова объясняет: кукла — это «детская игрушка в виде
фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов и искусствоведов,
кукла-это любая фигурка человека, даже если она и не является детской игрушкой.
Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка на протяжении многих
лет не претерпевала существенных изменений.
Практика: рисование кукол и других игрушек.
Тема7: Виды традиционной куклы.
Теория: Соломенная кукла (дожинальная, коляда, стригуша); травяная (мокрида,
12
кукушка); лыковая (стригуша, звери); берестяная; крестец (масленка, Масленица);
скрутка; набивная или насыпная.
Практика: оформление презентации «Русская народная кукла»
ТемаТема8:Русскиенародныеигрушки.
Теория: Виды игрушек, способы изготовления, их значение.
Практика :изготовление игрушек из подручного материала.
Тема9: Изготовление обрядовой куклы.
Теория: Выбор куклы, объяснение способа изготовления.
Практика: изготовление куклы.
Тема10: Итоговое занятие по теме«Миррусскойигрушки»
Практика: Выставка игрушек с демонстрацией.
Раздел 3«Делу-время, потехе-час»
Тема11: Игрища. Игрищенские песни.
Теория: Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повада, посиделки,
посидки, сборище, субботка) - форма проведения молодежных собраний во время
Святок.
Практика:игры на тему праздника
Тема12: Страшные (чудные) вечера.
Теория:Сочельник.Святочныевечерас7по13января(Васильевский вечер, Новый год)
считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.
Практика: Святочные гадания, обряды.
Тема13:Круга.
Теория: Неделя«семиковая»,«русальная»,«зеленая».
Считалки.
Практика:разучивание считалок и игры с ними.
Тема14: Итоговое занятие «Традиции русских людей»
Теория:Защита проектов.
Планируемые результаты 2 года обучения.
В результате освоения программы «Традиции русской культуры» обучающиеся
получат следующие результаты:
Личностные:
-сформировалось уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям
русского народа, народному творчеству;
-развиты навыки
общения, культуры поведения в среде
сверстников;
воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Предметные:
-развиты творческие способности и эмоциональная сфера;
-познакомились с бытом, традициями и обычаями русской культуры, с фольклорными
произведениями, национальным бытом, обрядами праздников.
-создан определенный запас русских народных
песен,
стихов, потешек,
хороводных игр.
13
-ознакомились с предметным миром русского крестьянства; обучились народным
играм, праздничным обрядам.
Метапредметные:
-научились ставить цель и планировать деятельность для достижения цели;
-научилисьпроявлятьсамостоятельностьпривыполнениипоставленныхзадач.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Год
обучения
1
Дата
начала
занятий
02.09.2024
2 02.09.2025
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Календарный учебный график.
Дата
Количе Количество Режим
окончания во
часов
занятий
учеб
занятий
ных
недель
31.05.2025
31.05.2026
36
144
2раза в неделю
по 2 часа
36
216
3
раза
в
неделю по2
часа
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение программы:
В кабинете имеется:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Мольберты;
Столы-6шт.истулья-11 шт.;
Шкафыдляхраненияматериала-1шт.;
Витриныдлявыставок-2шт.;
Информация по технике безопасности;
Информационный лист (Списки обучающихся по группам, расписание,
план мероприятий ТО; правила для учащихся и родителей, информация о
последних достижениях ТО)
14
10.Информация на двери (название ТО, ФИО педагога, уровень
квалификациипедагога,краткаяхарактеристикаТО,достижения,расписание)Мебель
удобно и правильно расположена, с левосторонним светом.
Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Традиции русской
культуры» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим
высшее образование, соответствующее художественной
направленности по должности «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22. 09.2012 №652н).
Информационно-методическое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение - учебники и учебные пособия
(тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора
ребенка, соответствующие современным научным воззрениям; материал должен быть
доступный по содержанию), методическая литература,
Дидактический материал - технологические карты, пособия, образцы,
картины, иллюстрации, подборка репродукций картин, гипсовые натуры для занятий.
Раздаточный материал–бумага, акварель, поролон, кисточки, штампы, трафареты,
разработки игр и занятий.
Расходный материал - плотный картон, ватман, гуашь, карандаши,
фломастеры, краски акварельные, краски по ткани, резерв, ткань для росписи.
Организация пространства учебного кабинета - Кабинет отвечает санитарногигиеническим нормам.
Формы аттестации
Контроль обучения и воспитания проходит на основании мониторинга
результатов обучения и воспитания обучающегося по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по показателям: теоретическая
подготовка, практическая подготовка в форме творческих работ, выставок, отчетного
концерта.
Целью промежуточного контроля обучающихся является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения.
При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное
итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие,
тест,итоговая выставка творческих работ.
1.
уровень – высокий (высокий образовательный результат, полноеосвоение
содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области,
России)
2.
уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при
выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3.
уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает
существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
14
15
Год обучения
Вид контроля
Месяц
1г.о.
Предварительный
контроль
1промежуточный
контроль
2промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Сентябрь
2г.о.
-
Май
Декабрь
Май
Оценочные материалы:
Сентябрь–предварительный(вводный),где можно определить с какими знаниями и
навыками пришел обучающийся. 1 год обучения - игра,
Творческое задание.
май–декабрь- промежуточный (текущий),определяющий степень усвоения материала.
На этом этапе необходимо выявить недочеты, чтобы скорректировать программу.
Форму аттестации выбирает педагог - народный праздник, календарный праздник,
вечерка, концертная программа, тестов, задания. Народные праздники отражают
уровень практических навыков, т.е. как дети умеют общаться с аудиторией,
объяснить игру, вовлечь слушателе в обрядовое действо.
Мониторинг и содержательный перечень заданий, направленных на выявление таких
качеств как:
самостоятельность;
инициативность и творчество;
осознание значимой деятельности;
соблюдение культуры поведения;
самооценка;
стремление к совершенствованию.
Уставом организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам
прохождения дополнительной общеразвивающей программы.
Диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации
составляются педагогом д/о.
Май – 2 год обучения – на итоговом занятии (29 или 30 мая) даются контрольные
задания, тесты на знание профессиональных терминов, зачеты, устанавливающие
уровень освоения образовательной программы, выставка, защита проекта.
Программа рассчитана на 2 года обучения. В течении каждого года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью
установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным
целям и планируемым результатам проводится предварительный, промежуточный и
итоговый контроль.
16
16
17
Список литературы
1.
Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч:
образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.
2.
Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В.
Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
3.
Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской
национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №
4. - С. 33-37.
4.
Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии /
Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и
перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. -Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.
5.
Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И.
Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17
ноября 1999). - М, 2001. - С. 204-205.
6.
Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее
воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф.
Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
7.
Безрукова, Л.В. Аксиологический подход к проблемам
современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. 2000. - № 3. - С. 55-59.
8.
Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. - М.:
Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
9.
Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников:
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности
№ 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.:
Просвещение, 1988. -112 с.
10. Бондарская,
Е.В.
Ценностные
основания
личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. С. 29-36.
11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования
народных традиций воспитания / Г„Н. Волков // Мир образования - образование
в мире. - 2002.-№1.-С. 11.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./
Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж;
Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во
Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.
13. Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовым документам,
научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам
воспитания. / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.:
Вентана-Графф, 2002. - 384с.
18
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №
ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября
2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного
дополнительного образования детей в Сахалинской области».
Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Сахалинской области»;
Устав образовательного учреждения;
Локальные акты образовательного учреждения.
19
Приложение1
Вопросы к промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения
1. В каких народных праздниках ты принимал участие?
2. Описать
быт и традиции «Мир русской деревни»
3. Рассказать о народных праздниках?
4. Описать народные игры, о которых узнали на занятиях.
5. Описать два обычая русского народного фольклора.
Практическая работа: Разыгрывание обряда«коляда».
Критерии оценивания: как обучающиеся вживаются в ту или иную роль.
20
Приложение2.
Тесты для учащихся 2 года обучения.
Человек, умеющий класть печь.
а)Пекник;
б)печекладочник; в) печник.
2.
Знак, символизирующий у славян солнце.
а) Квадрат;б)треугольник; в) круг.
3.Первоначальная дата празднования Нового года.
а) 1 марта;
б)1 июня;
в)1 января.
4. Короткая,
состоящая из
двух
или четырех строчек,
шутливая песенка.
а)Шутилка; б)частушка; в)веселушка.
5. Протяжные ласковые песни для маленьких детей.
а)Баюкалки; б) ласкалки;
в)колыбельные.
6.Из какого материала плели лапти?
а)Из коры дуба; б)из коры ивы; в) из лыка и бересты.
7. Чем покрывали мастера деревянные изделия для придания им цвета? а) Маслом;б)
дегтем;
в)морилкой.
8. В каком веке и где появилась первая матрешка?
а) В конце XIXвека в Абрамцево; б) в конце XVIIвека в Кустодиеве; в) в конце
XX века в Ясной Поляне.
9. По
эскизу
какого художника была сделана первая
матрешка?
1.
20
21
Приложение3
№
1
Направление
воспитательн
ой
работы
Работа с
родителями
Воспитательнаяработа.
Название мероприятия Сроки
проведения
«Родительское собрание» Октябрь,
декабрь,
март
2
Эстетическое
развитие
Акция
«Украсим окна к
празднику»
Декабрь,
февраль,
май
3
Воспитание
здорового
образа жизни
и
экологической
культуры
Гражданскопатриотическое
Экологическая акция
Декабрь,
март
Акция
«Открытка
ветерану»
Декабрь,
май
4
21
тветствен
ный
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.
Педагог
Дополнительного
образования Сенчихина
М. С.
Педагог
Дополнительного
образования
Сенчихина М. С.
22
22